УДК 316.6-057.875(470+571)
DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.366-383
Личностные ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на новых территориях Российской Федерации
Баева Ирина Александровна
доктор психологических наук, академик РАО, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, Scopus ID: 56662208400, Researcher ID: Q-1687-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Лактионова Елена Борисовна
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414, Scopus ID: 57218455650, Researcher ID: AAA-2834-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кондакова Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6320-5757, Scopus ID: 57221619955, Researcher ID: AAA-2353-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Савенко Юлия Сергеевна
ассистент кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0009-0005-3880-6223, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Состояние психологической безопасности человека определяет его эффективное функционирование в кризисной ситуации. Значимость данного состояния и его поддержка резко возрастают в социальной ситуации неопределенности, в которой отсутствует стабильность внешнего окружения и присутствует большое число угроз физическому и психическому статусу человека. В настоящее время такая напряженная социокультурная ситуация характерна для новых российских территорий. Цель исследования – эмпирически обосновать структуру психологической безопасности студентов, обучающихся на новых территориях Российской Федерации, и определить личностные ресурсы, поддерживающие это состояние.
Материалы и методы. Выборка исследования составила 1 034 чел., обучающихся на территории Запорожской области. Методики сбора эмпирических данных: опросник субъективного благополучия; индексы принятия агрессивного, аддиктивного, самоповреждающего, суицидального, рискованного, делинквентного поведения как нормативного и принятия идей экстремизма, национализма, ксенофобии, фашизма; «Шкала социального интеллекта Тромсо»; «Когнитивная регуляция эмоций»; «Индекс жизненного стиля»; показатели, отражающие ценностные ориентации, связанные с жизнью, здоровьем и безопасностью человека, ценностные ориентации социального взаимодействия и личностного развития. Для обработки данных применялись факторный и множественный регрессионный анализы.
Результаты исследования. Определена структура психологической безопасности студентов, обучающихся на новых российских территориях, которая состоит из следующих компонентов: субъективное благополучие, оценка принятия агрессивного, аддиктивного, самоповреждающего и суицидального, рискованного, делинквентного поведения в качестве нормативных, а также идей экстремизма, национализма, ксенофобии и фашизма. Доказан состав личностных ресурсов состояния психологической безопасности обучающихся в условиях напряженной социокультурной среды.
Обсуждение и заключение. Выявленные личностные ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на новых территориях Российской Федерации, являются основанием для разработки модели психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательной организации и создания психологи- ческих технологий, отвечающих реальным запросам напряженной социокультурной среды.
Ключевые слова: личностные ресурсы, студент, новые территории РФ, психологическая безопасность, когнитивная регуляция эмоций, психологические защиты, ценности
Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках государственного задания по теме «Ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на недавно принятых в состав РФ территориях» (проект № VRFY-2024-0006).
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Личностные ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на но- вых территориях Российской Федерации / И. А. Баева [и др.] // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 3. С. 366–383. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.366-383
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 06.05.2024;
одобрена после рецензирования 01.07.2024;
принята к публикации 05.07.2024.
Заявленный вклад авторов:
И. А. Баева – разработка концепции исследования; поиск аналитических материалов; интерпретация результатов; доработка текста.
Е. Б. Лактионова – поиск аналитических материалов; подготовка начального варианта текста.
И. В. Кондакова – поиск аналитических материалов; проведение опроса; разработка дизайна исследования; написание текста.
Ю. С. Савенко – разработка дизайна исследования; математико-статистическая обработка эмпирических материалов; написание текста.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.