УДК 331.526-047.23
DOI: 10.15507/1991-9468.115.028.202402.266-281
Непрерывное обучение в многоцелевой активности самозанятых и работающих по найму лиц
Лызь Наталья Александровна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности Южного федерального университета (344006, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105, корп. 42), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1911-8434, Scopus ID: 55324718400, Researcher ID: P-3318-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Гладкая Елена Васильевна
аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Южного федерального университета (344006, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105, корп. 42), ORCID: https://orcid.org/0009-0000-4956-4905, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Управление средой непрерывного образования требует понимания образовательных потребностей и запросов обучающихся разных категорий. Однако в науке недостаточно исследований, посвященных психологическим аспектам неформального и информального обучения работающих субъектов. Цель исследования – охарактеризовать основные формы обучения, побуждающую и поддерживающую мотивацию, вовлеченность и саморегуляцию обучения у работающих по найму и самозанятых лиц.
Материалы и методы. В исследовании применялись методы теоретического анализа проблемы, тестирования и опроса с использованием методики диагностики образовательного опыта и авторских анкет, составленных на основе «Опросника неформального обучения» и «Шкалы академической мотивации». В эмпирическую выборку вошли 295 чел., в том числе 143 самозанятых и 152 работающих по найму.
Результаты исследования. Полученные результаты показали разнообразие используемых работающими лицами форм непрерывного обучения, а также полимотивированность этой деятельности. Установлено, что у работающих по найму и самозанятых наиболее выражены профессиональные и познавательные мотивы. К обучению респондентов побуждают стремление к самосовершенствованию, задачи профессионального развития, интерес к тематике обучения, потребность в новых знаниях и навыках. Доказано, что у самозанятых лиц, по сравнению с работающими по найму, более высокий уровень вовлеченности, саморегуляции обучения и внутренней мотивации, ориентированной на профессиональный и личностный рост и разноплановые интересы.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования расширяют научные представления о непрерывном образовании и впервые демонстрируют особенности вовлеченности и мотивации обучения лиц с разным статусом трудовой занятости. Материалы статьи будут полезны исследователям, специалистам по развитию человеческих ресурсов, маркетологам сегмента образования, разработчикам дополнительных программ.
Ключевые слова: непрерывное обучение, неформальное обучение, информальное обучение, мотивация, вовлеченность, работающие по найму лица, самозанятые
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Лызь Н. А., Гладкая Е. В. Непрерывное обучение в многоцелевой активности самозанятых и работающих по найму лиц // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 2. С. 266–281. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.266-281
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 21.01.2024;
одобрена после рецензирования 03.04.2024;
принята к публикации 08.04.2024.
Заявленный вклад авторов:
Н. А. Лызь – разработка концепции исследования; методология исследования; концептуализация выводов; подготовка текста статьи.
Е. В. Гладкая – обзор литературы; подготовка и проведение эмпирического исследования; анализ результатов.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.