PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 001:37

DOI: 10.15507/1991-9468.115.028.202402.154-171

 

Перспективы междисциплинарного исследования проблемы мобилизации ресурсности научно-педагогических работников

Бисенбаева Асель Пазылбековна
докторант кафедры китаеведения Казахского национального университета имени аль-Фараби (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. Аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1246-0787, Researcher ID: S-9913-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чень Цзинь Чень
доктор филологических наук, профессор кафедры китаеведения Ланьчжоуского университета (730000, КНР, г. Ланьчжоу, район Чэнгуань, ул. Тяньшуй, д. 222), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3589-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Абдыракын Нурхалык
доктор филологических наук, профессор кафедры Ближнего Востока и Южной Азии Казахского национального университета имени аль-Фараби (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. Аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9438-3257, Scopus ID: 57191905739, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сапарбаева Нуржан Балтажановна
доцент кафедры китаеведения Казахского национального университета имени аль-Фараби (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. Аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5501-3683, Researcher ID: B-3570-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Серикбаева Гульшат Жапаргалиевна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры государственного языка и иностранных языков Алматинского технологического университета (050012, Казахстан, г. Алматы, ул. Толе Би, д. 100), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0277-7991, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Мобилизация ресурсности научно-педагогических работников вузов – ключевая задача университетского управления. Несмотря на ее актуальность в научном плане управленческие подходы к мобилизации ресурсности академических работников разработаны слабо. Цель исследования – обосновать возможности разработки междисциплинарных оснований изучения мобилизации ресурсности научно-педагогических работников и перспектив их реализации в эмпирическом исследовании.
Материалы и методы. Теоретико-методологический характер статьи потребовал применения методов обобщения и систематизации положений междисциплинарных и дисциплинарных подходов и теорий, сложившихся в социально-гуманитарной науке в области исследований высшего образования. Основные направления разработки проблемы ресурсности научно-педагогических работников в современном социально-гуманитарном знании были определены с помощью метода систематического анализа научной литературы, осуществленного на базе двух электронных баз данных – e-Library и ResearchGate.
Результаты исследования. Обоснована теоретико-методологическая рамка междисциплинарного исследования мобилизации ресурсности научно-педагогических работников, интегрирующей потенциал социологической, педагогической, психологической, социально-психологической, экономической наук. В качестве базовых междисциплинарных рассмотрены теории непрерывного образования взрослых, профессионального развития и образования, некогнитивного человеческого капитала, социальных сетей, научно-образовательного знания. Показаны перспективы и продуктивность использования предложенной междисциплинарной рамки в эмпирическом исследовании проблемы оценки и активизации различных типов ресурсов научно-педагогических работников для достижения стратегических целей развития современных российских университетов.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость результатов исследования видится в разработке методологии и модели мобилизационного управления ресурсностью научно-педагогических работников. Материалы статьи могут быть полезны руководителям российских вузов, сотрудникам вузов, участвующих в разработке стратегий их развития, исследователям высшего образования и университетского управления.

Ключевые слова: междисциплинарное исследование, теоретико-методологические подходы к исследованию образования, ресурсность научно-педагогических работников, мобилизация ресурности научно-педагогических работников, университетское управление, высшее образование

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Перспективы междисциплинарного исследования проблемы мобилизации ресурсности научно-педагогических работников // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 2. С. 154–171. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.154-171

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 09.02.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024;
принята к публикации 22.04.2024.

Заявленный вклад авторов:
Г. Е. Зборовский – разработка концепции исследования; теоретический анализ источников; анализ и интерпретация результатов исследования.
П. А. Амбарова – обзор источников; систематический анализ научной литературы; анализ и интерпретация результатов исследования; оформление рукописи.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License