PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378:37.063

DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.081-097

 

Стратегии профессионально-образовательного выбора абитуриентов технических вузов

Петрунева Раиса Морадовна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета (400005, Российская Федерация, г. Волгоград, пр. имени В. И. Ленина, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8834-5745, Scopus ID: 55982107900, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Овчар Надежда Андреевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета (400005, Российская Федерация, г. Волгоград, пр. имени В. И. Ленина, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7945-9903, Scopus ID: 57200533604, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мартынова Марина Дмитриевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1244-9721, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. На современном рынке труда остро ощущается нехватка трудовых ресурсов, особенно с инженерной квалификацией. Учитывая, что значительная часть студентов вузов по различным причинам не доходит до стадии получения диплома, существенное значение приобретает эффективное расходование средств федерального бюджета на подготовку технических специалистов высшего звена. Цель исследования заключается в выявлении основных стратегий выбора вуза у первокурсников вузов – участников программы «Приоритет-2030».
Материалы и методы. Объектом исследования являются студенты 1 курса (n = 1 888) вузов – участников программы «Приоритет-2030». В качестве основного метода сбора первичных эмпирических данных использовался анкетный метод, реализованный в виде онлайн-опроса (май 2023 г.). Также применялся традиционный анализ статистических источников Министерства науки и высшего образования России за период 2018–2022 гг.
Результаты исследования. Определены основные мотивы и факторы, влияющие на стратегию профессионально-образовательного выбора высшего учебного заведения: характеристики вуза (его тип и академический авторитет, положение в рейтингах университетов, его транспортная доступность и наличие общежития), перспективы дальнейшего трудоустройства по полученной специальности, а также материальные возможности семьи абитуриента, основные траектории поступления в университет. Сформулированы наиболее актуальные аспекты привлекательности вуза для абитуриентов. В исследовании впервые представлены профессионально-образовательные стратегии абитуриентов вузов – участников программы «Приоритет-2030», выделено частное и общее в стратегиях, системах ценностных, карьерных и прагматических устремлений, влияющих на выбор вуза абитуриентами.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторские выводы вносят вклад в развитие научных подходов к исследованию тенденций развития профессионального образования, теории и практики организации воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, проблемы профессионального самоопределения и профориентации, методики сопровождения профессионального выбора обучающихся на этапе выбора профессиональной деятельности. Материалы статьи могут быть полезны российским вузам при разработке эффективной системы профориентационной работы.

Ключевые слова: студент первого курса, выбор профессии, мотивы выбора профессии, факторы выбора профессии и вуза, профессиональное самоопределение абитуриентов

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Петрунева Р. М., Овчар Н. А., Мартынова М. Д. Стратегии профессионально-образовательного выбора абитуриентов технических вузов // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 1. С. 81–97. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.081-097

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 10.10.2023; одобрена после рецензирования 18.01.2024;
принята к публикации 26.01.2024.

Заявленный вклад авторов:
Р. М. Петрунева – общая концепция исследования; организация работы; написание текста.
Н. А. Овчар – участие в полевом исследовании; подготовка обзора литературы; разработка социологического инструментария; обсуждение и обработка результатов.
М. Д. Мартынова – участие в полевом исследовании; подготовка обзора литературы; обсуждение и обработка результатов.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License