PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378.331.5:316.4.063

DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080

 

Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции

Бабич Николай Сергеевич
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН (109544, Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 5, стр. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8697-3038, Scopus ID: 57201994829, Researcher ID: I-5630-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Иващенкова Наталия Викторовна
научный сотрудник Центра экспертных исследований рынка (109028, Российская Федерация, г. Москва, м.о. Басманный, пер. Хохловский, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0009-0007-7873-4847, Researcher ID: JZD-3052-2024, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. На российском рынке труда наблюдается ситуация, когда профессиональные компетенции, вырабатываемые системой образования, не обеспечивают той высокой степени интеграции с реальной экономикой, на которую они нацелены. Социокогнитивный подход к социальным институтам как системам переработки информации позволяет предположить, что это отчасти может быть связано с использованием работодателями и образовательными структурами разных языков описания компетенций. Цель исследования – проверить гипотезу о существовании такого расхождения на примере конкретной отрасли (прикладной социологии).
Материалы и методы. Методом кейс-стади на материале доступного авторам архива переписки по кадровым вопросам компании из области прикладной социологии, действующей в 2012–2019 гг. (46 документов), была проверена гипотеза об использовании работодателями иного языка описания компетенций. Методом контент-анализа крупнейших порталов вакансий hh.ru, superjob.ru и «Авито.Работа» проверялась гипотеза о неиспользовании на рынке труда образовательных стандартов описания компетенций.
Результаты исследования. По итогам анализа архива переписки доказано использование работодателями иного, по сравнению с системой образования, языка в описании требований к сотрудникам (в том числе их компетенций). Результаты контент-анализа обнаружили феномен практически полного отрыва рынка труда от формальных стандартов высшего образования (образовательные стандарты описания компетенций социологов не использованы ни в одной вакансии или резюме из более 32 тыс. обнаруженных на порталах).
Обсуждение и заключение. Для преодоления невостребованности выпускников на рынке труда необходимо преодолеть существующий языковой разрыв между системой образования и работодателями. С этой целью должна быть изменена система валидации компетенций. Источником их описания может быть не сама система образования, рождающиеся в ней тексты и идеи, а требования работодателей, вербализованные ими в описании вакансий. Описания компетенций, которые не соответствуют широко распространенным требованиям работодателей, должны автоматически исключаться из стандартов профессионального образования как невалидные. Полученные результаты вносят вклад в усилия по выявлению критических проблем в образовательной системе и адаптации ее к актуальным потребностям рынка труда.

Ключевые слова: система образования, рынок труда, компетентностный подход, социокогнитивная модель, контент-анализ

Благодарности: авторы выражают признательность всем участникам исследования.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бабич Н. С., Иващенкова Н. В. Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 1. С. 68–80. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 24.08.2023; одобрена после рецензирования 10.01.2024;
принята к публикации 17.01.2024.

Заявленный вклад авторов:
Н. С. Бабич – обзор литературы; написание текста.
Н. В. Иващенкова – сбор и обработка данных.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License