PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 159.9:378:61-057.875

DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.052-067

 

Феномен психологического благополучия в контексте удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза

Кочетова Юлия Юрьевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Алтайского государственного медицинского университета (656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8116-7966, Scopus ID: 57220086138, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Баринова Оксана Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии Алтайского государственного медицинского университета (656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3033-9905, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тимченко Наталья Станиславовна
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук Алтайского государственного медицинского университета (656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6283-820X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Сохранение и укрепление психического и психологического здоровья учащейся молодежи – одна из приоритетных задач развития современного профессионального образования в России. Однако данные последних исследований психологического благополучия студентов медицинского вуза показали средний и низкий уровень его сформированности. Обнаруженная проблема осложняется отсутствием исследований, в которых была бы показана связь между особенностями организации образовательной среды вуза и удовлетворенностью учебной деятельности обучающихся. Это важно для разработки и практической реализации оптимальных условий формирования психологического благополучия студентов медицинского вуза. Цель исследования – определить особенности состояния психологического благополучия студентов медицинского вуза в связи с уровнем их удовлетворенности учебной деятельностью.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты 1, 2 и 5-го курсов медицинского вуза. В качестве диагностического инструментария использованы «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) и «Опросник удовлетворенности учебной деятельностью» (Л. В. Мищенко). Для выделения специфических групп выборки применялся кластерный анализ – иерархическая кластеризация (Hierarchical). Сравнение трех независимых групп осуществлялось с помощью непараметрического критерия Крускала – Уоллиса с последующим выполнением post hoc test (парное сравнение исследуемых групп) по критерию Манна – Уитни с поправкой Бонферрони.
Результаты исследования. Анализ результатов проведенного исследования обнаружил статистически значимые взаимосвязи между шкалами удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза и их психологическим благополучием. Обучающиеся второго курса продемонстрировали высокие показатели психологического благополучия, самые низкие обнаружены у пятикурсников. Полученные результаты создают предпосылки для осмысления процесса оптимизации образовательной среды медицинского вуза, ориентированной на сохранение и укрепление психического здоровья учащейся молодежи.
Обсуждение и заключение. Выводы по данному исследованию могут быть полезны для управленческого корпуса вуза с целью разработки и реализации оптимальных психолого-педагогических условий организации образовательной среды, а также повышения уровня удовлетворенности в студенческом сообществе всеми компонентами структуры учебной деятельности как одного из основных условий развития психологического благополучия молодежи.

Ключевые слова: психологическое благополучие, удовлетворенность учебной деятельностью, медицинское образование, образовательная среда, психическое здоровье, психолого-педагогическое сопровождение

Благодарности: авторы выражают признательность рецензентам, чьи комментарии позволили улучшить качество рукописи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кочетова Ю. Ю., Баринова О. Г., Тимченко Н. С. Феномен психологического благополучия в контексте удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 1. С. 52–67. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.052-067

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 23.11.2023; одобрена после рецензирования 09.01.2024;
принята к публикации 15.01.2024.

Заявленный вклад авторов:
Ю. Ю. Кочетова – разработка концепции исследования; поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; написание текста.
О. Г. Баринова – разработка дизайна исследования; статистическая обработка полученных эмпирических материалов; написание текста.
Н. С. Тимченко – проведение онлайн-опроса в Алтайском государственном медицинском университете; анализ полученных данных и их интерпретация.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License