УДК 378:616-036.21:811.111
DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.022-039
Устойчивое образование в высших учебных заведениях и пандемия COVID-19: обзор источников
Стриелковски Вадим
доктор экономических наук, профессор, приглашенный профессор Калифорнийского университета (94720, США, г. Беркли, Джаннини-холл, д. 303), старший научный сотрудник Кембриджского института перспективных исследований ( CB11AH, Великобритания, г. Кембридж, Кинг-стрит, д. 23), старший научный сотрудник Чешского агротехнического университета (16500, Чехия, г. Прага, ул. Камицкая, д. 129), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6113-3841, Scopus ID: 36620065300, Researcher ID: J-6112-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Корнеева Елена Николаевна
кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125993, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49), доцент института инженерной и экологической безопасности Тольяттинского государственного университета (445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2735-6299, Scopus ID: 57190658874, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Нещерет Александр Карлович
кандидат экономических наук, доцент, заведующий лабораторией комплексного исследования социального и эколого-экономического развития регионов Института проблем региональной экономики Российской академии наук (190013, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9045-6188, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сундеева Людмила Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и методики преподавания Тольяттинского государственного университета ( 445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2205-7986, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Актуальные экологические проблемы, связанные с глобальным потеплением и изменением климата, а также призывы к устойчивому развитию подчеркнули важность устойчивого образования, направленного на подготовку новых поколений к решению всеобщих проблем, стоящих перед человечеством. Все это было подкреплено недавней пандемией COVID-19, вызвавшей всплеск цифровых технологий в образовании. Об интересе к теме устойчивого образования свидетельствует рост числа научных публикаций по этой тематике, индексируемых в базе данных Web of Science, с 22 в 1991 г. до 4 055 в 2022 г. Цель исследования – всесторонний анализ научных источников, связанных с устойчивым образованием в высших учебных заведениях и пандемией COVID-19.
Материалы и методы. Авторы проанализировали обширный массив современной научной литературы по устойчивому образованию и провели обзор источников. Всего из базы данных WoS было извлечено 1 115 результатов по ключевым словам sustainable education и COVID-19, которые были подвергнуты сетевому анализу с помощью программы VOSViewer для выявления доминирующих тенденций, взаимосвязей и сетевой визуализации в межотраслевых исследованиях.
Результаты исследования. Полученные результаты демонстрируют растущий интерес к развитию устойчивого образования во время пандемии, что свидетельствует о смещении акцентов в образовании. Выделено пять основных тематических блоков исследований – обучение студентов в университетах, политические услуги в области здравоохранения, экономические последствия, цели устойчивого развития или высшее образование (с сильным акцентом на студенческий опыт) и институциональные ответные меры. Доказан междисциплинарный характер исследований в этой области, охватывающий здравоохранение, технологии, экономику и социальную политику. Подтверждено, что восприятие темы устойчивого развития уже не является однозначным, а претерпевает изменения в глобальном дискурсе.
Обсуждение и заключение. Проблемы, возникшие в результате пандемии COVID-19, показали, что для успешной работы в постпандемийный период система высшего образования должна переходить на цифровые технологии. Университетам необходимо быть готовыми к будущим изменениям в отрасли, иначе они рискуют остаться позади в постоянно меняющемся ландшафте. Материалы статьи могут быть полезны министерствам образования, различным органам власти и заинтересованным сторонам, а также высшим учебным заведениям при внедрении новых подходов на всех уровнях по принципу «снизу вверх» и на местах.
Ключевые слова: устойчивое образование, высшее учебное заведение, пандемия COVID-19, библиометрия, сетевой анализ
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Устойчивое образование в высших учебных заведениях и пандемия COVID-19: обзор источников / В. Стриелковски [и др.] // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 1. С. 22–39. https://doi. org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.022-039
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 22.11.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024;
принята к публикации 22.01.2024.
Заявленный вклад авторов:
В. Стриелковски – научное руководство; управление проектами; разработка методологии; критический анализ и переработка текста; представление данных в тексте; оформление результатов и выводов.
E. Н. Корнеева – обзор литературы; критический анализ; анализ данных; визуализация; подготовка исходного текста; компьютерные работы.
A. К. Нещерет – визуализация данных; подбор статистической информации; критический анализ источников; работа над редакцией; улучшение работы; формулирование следствий и выводов.
Л. А. Сундеева – обзор литературы; помощь в разработке методологии; визуализация; представление результатов и итогов в тексте.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.