УДК 004.738.5:378
DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021
Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований
Раицкая Лилия Климентовна
доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии МГИМО МИД России (119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2086-6090, Scopus ID: 57208394639, Researcher ID: F-2448-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ламбовска Мая Руменова
доктор наук (менеджмент), кандидат наук (менеджмент), профессор кафедры менеджмента Университета национального и мирового хозяйства (1700, Болгария, г. София, Студенческий городок «Христо Ботев», ул. 8 декабря, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3285-3051, Scopus ID: 55308087500, Researcher ID: I-7986-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Появление в 2022 г. высокоэффективного генеративного предобученного трансформера ChatGPT привело к распространению этой технологии, способной генерировать тексты любых жанров, сложности и стиля. Письменная коммуникация охватывает все сферы человеческой учебной и профессиональной деятельности, что и стало главной причиной практически мгновенного внедрения технологии в образование, науку, журналистику, массовую коммуникацию, медицину и другие области. Академическое сообщество активно обсуждает вероятные последствия и потенциал ChatGPT прежде всего для образования, медицины и науки в целом. Цель исследования – анализ международных публикаций о влиянии и потенциале ChatGPT в высшем образовании, выявление основных направлений исследований.
Материалы и методы. На основе методики PRISMA в базе Scopus с использованием критериев включения (период, языки, области знания, тематика) отобраны 190 публикаций (статей и обзоров). Публикации были проанализированы и распределены по семи тематическим кластерам.
Результаты исследования. В результате анализа отобранных публикаций выделены и проанализированы тематические кластеры в контексте применения технологий ChatGPT: высшее образование (71 публикация), образование по различным группам специальностей (37 публикаций), письменные задания и обучение языку (24 документа), оценивание в образовательных системах (22 публикации), медицинское образование (18 публикаций), этика и академическая честность (15 публикаций) и восприятие технологии (12 документов).
Обсуждение и заключение. Анализ потенциала и негативных аспектов ChatGPT в высшем образовании позволяет выделить области, где будут происходить самые серьезные трансформации: оценивание знаний и навыков, достоверность информации, компетенции и навыки, формируемые в высшей школе, этические аспекты научно-исследовательской деятельности, отдельные аспекты профессиональной подготовки. Выводы авторов коррелируют с опубликованными ранее обзорами по этой теме. Преодоление новых вызовов требует перестройки системы образования, введение новых форм обучения и оценивания. Результаты обзора могут быть использованы в дальнейших исследованиях по применению ChatGPT в образовании. Принимая во внимание большое количество публикаций по теме, следует регулярно анализировать развитие исследований в быстро развивающемся предметном поле.
Ключевые слова: высшее образование, искусственный интеллект, ChatGPT, генеративный предобученный трансформер, обработка естественного языка, большая языковая модель, письменная речь
Финансирование: публикация подготовлена при поддержке Программы развития МГИМО МИД России «Приоритет-2030».
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Раицкая Л. К., Ламбовска М. Р. Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 1. С. 10–21. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 25.10.2023; одобрена после рецензирования 09.01.2024;
принята к публикации 15.01.2024.
Заявленный вклад авторов:
Л. К. Раицкая – идея для написания обзора; написание и доработка исследования.
М. Р. Ламбовска – написание и доработка исследования.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.