PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 373.24-055.1(470+571)

DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.646-668

 

Мужчины ‒ воспитатели детского сада в России: признание или тревога?

Колесникова Елена Михайловна
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (117218, Российская Федерация, г. Москва, ул. Кржижановского д. 24/35, корп. 5), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2174-2524, Scopus ID: 57201673823, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Куденко Ирина Александровна
кандидат географических наук, главный эксперт Куденко консалтинг – глобальные услуги по оценке и исследованиям (30173, Германия, г. Ганновер, Бишофсхолер Дамм, д. 40), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2110-8806, Scopus ID: 35148170600, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Дошкольный и начальный школьный этапы образования остаются почти исключительно «женскими» профессиональными нишами и в течение многих лет такой резкий гендерный дисбаланс в образовательной среде во всем мире считался естественным и не заслуживающим исследования. Ситуация стала меняться в последние два десятилетия, когда все больше исследователей на международном уровне начали изучать различные аспекты участия мужчин в дошкольном образовании. Российское научное сообщество не спешит присоединяться к дискуссии, и российские публикации по данной теме практически отсутствуют. Цель статьи – представить результаты обзорного исследования актуальной ситуации и основ российского дискурса о мужчинах – воспитателях дошкольных учреждений.
Материалы и методы. Авторы использовали разнообразные первичные и вторичные источники информации – официальную статистику, публикации из открытых источников (контент-анализ текстов проекта «Институт групповых пап») и собранные эмпирические данные (опрос 142 студентов Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (2022 г.), мнение директора института А. И. Савенкова) для изучения следующих вопросов: сколько мужчин-педагогов работают в секторе дошкольного образования; как мужчины-воспитатели представлены в общественном и профессиональном дискурсах; какие стратегии применялись для привлечения бóльшего количества мужчин в сектор и насколько успешными они были?
Результаты исследования. Несмотря на ограниченность имеющихся данных выявлена низкая доля мужчин среди воспитателей в России. Для публичного дискурса важно отметить сочетание ссылок на классическую маскулинность и гендерное равенство в конструировании образа мужчины-воспитателя. Мнения студентов отличаются сложностью и неоднородностью взглядов на профессию, их собственное будущее и мужчин-педагогов. С помощью целенаправленной образовательной политики препятствия для прихода мужчин в профессию педагога дошкольного образования могут быть уменьшены. При этом стратегии набора и удержания персонала должны устранить специфические для мужчин барьеры – изменение социального имиджа воспитания и обучения детей в дошкольном образовании как женской сферы, улучшение оплаты труда и перспектив карьерного роста для некоторых видов работ в секторе.
Обсуждение и заключение. Полученные авторами выводы вносят вклад в развитие таких направлений научного знания как социология профессий и социология образования, предлагая новое направление анализа и оценки кадров в дошкольном образовании. Материалы статьи могут быть полезны ученым и практикующим специалистам в дошкольном образовании, а также представлять интерес для родителей воспитанников и государственных служащих, так как позволят по-новому посмотреть на традиционно «женскую» профессию.

Ключевые слова: социология профессий, социология образования, воспитатель дошкольного учреждения, воспитатель-мужчина, российское дошкольное образование, гендерные стереотипы, образование и уход за детьми в раннем возрасте, педагоги-мужчины в воспитании и обучении детей раннего возраста

Благодарности: авторы выражают благодарность Департаменту статистики образования, науки и инноваций Росстата, а также А. Савенкову, директору Института образования и психологии образования при Московском государственном педагогическом университете за помощь и поддержку в проведении исследования.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Колесникова Е. М., Куденко И. А. Мужчины ‒ воспитатели детского сада в России: признание или тревога? // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 4. С. 646–668. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.646-668

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 28.06.2023;
поступила после рецензирования 20.09.2023;
принята к публикации 27.09.2023.

Заявленный вклад авторов:
Е. М. Колесникова – реализация части проекта, представленной в статье; обоснование концепции статьи; обзор литературы; подготовка текстовой версии статьи; критический анализ текста; анализ литературы по заявленной проблеме; участие в обработке результатов исследования; структурирование текста статьи; генерация концептуальной идеи и методологии.
И. А. Куденко – обоснование концепции статьи; обзор литературы; подготовка текстовой версии статьи; критический анализ текста; анализ литературы по заявленной проблеме; участие в обработке результатов исследования; структурирование текста статьи; генерация концептуальной идеи и методологии; курирование данных.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License