PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 159.9-053.4

DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.611-629

 

Психологическое развитие дошкольников в проектной деятельности: обзор эмпирических исследований

Плотникова Валерия Андреевна
студент кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1092-3290, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Веракса Александр Николаевич
доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, Scopus ID: 15770369700, Researcher ID: H-9298-2012, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Веракса Николай Евгеньевич
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3752-7319, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Создание условий для гармоничного и всестороннего развития дошкольников через обогащение детских видов деятельности, присущих данному возрастному периоду, является актуальной задачей для современной системы образования. В последнее время наряду с традиционными формами обучения, фронтальной работой и свободной игрой получила широкое распространение проектная деятельность. Для уточнения особенностей, влияющих на организацию проектной деятельности в саду, и ее развивающих эффектов был проведен обзор эмпирических исследований по данной тематике. Цель статьи – представить результаты обзора и определить основные тенденции, ограничения и перспективы изучения проблемы влияния проектной деятельности на психологическое развитие дошкольников.
Материалы и методы. Обзор литературы проведен с использованием метода PRISMA. Было найдено 789 русскоязычных и 687 англоязычных публикаций, соответствующих поисковому запросу. В результате скрининга и отбора 18 исследований включены в дальнейший качественный анализ. Для качественного анализа отобранных исследований использовался валидизированный контрольный перечень вопросов для оценки методологического уровня качества рандомизированных и нерандомизированных исследований (максимальный балл 26).
Результаты исследования. 7 из 18 исследований при оценке их методологического качества удовлетворяли менее половине пунктам контрольного перечня и набрали менее 13 баллов, что говорит о недостаточной надежности полученных результатов. В рамках анализа достаточно достоверно показано, что применение проектной деятельности в дошкольном возрасте может положительно влиять на развитие социальных и исследовательских навыков, познавательных, творческих способностей и связной речи.
Обсуждение и заключение. В рамках обзора выделены основные тенденции в изучении развивающих эффектов проектной деятельности, отражающие возможные направления исследований в данной области. Наиболее перспективным представляется сопоставление развивающего эффекта проектной деятельности с другими формами и методами обучения, что может способствовать определению специфики разных форм обучения и условий их наиболее эффективного применения. Материалы статьи могут быть полезны для планирования исследований в области детского развития, а также при организации проектного обучения в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: дошкольный возраст, образовательные технологии, проектная деятельность, обзор исследований, психология развития

Финансирование: статья выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, номер гранта 23-18-00506.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Плотникова В. А., Веракса А. Н., Веракса Н. Е. Психологическое развитие дошкольников в проектной деятельности: обзор эмпирических исследований // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 4. С. 611–629. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.611-629

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 14.07.2023;
поступила после рецензирования 25.10.2023;
принята к публикации 01.11.2023.

Заявленный вклад авторов:
В. А. Плотникова – отбор литературных источников; анализ и обобщение данных; написание текста рукописи.
А. Н. Веракса – обоснование и создание концепции; разработка методологии; доработка текста рукописи.
Н. Е. Веракса – обоснование и создание концепции; доработка текста рукописи.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License