УДК 37:81′232
DOI: 10.15507/1991-9468.110.027.202301.155-170
Языковое тестирование и сертификация в международном контексте
Зеленицка Елена
доктор философии (славяноведение), профессор русского языка Центра иностранных языков Университета им. Константина Философа в Нитре (94974, Словакия, г. Нитра, ул. Ходжова, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2515-202X, Scopus ID: 57211873815, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Павлова Рената
доктор философии (словацкий язык и литература), доцент немецкого и словацкого языков Центра иностранных языков Университета им. Константина Философа в Нитре (94974, Словакия, г. Нитра, ул. Ходжова, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0665-3702, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Чалова Ольга
доктор философии (славяноведение), доцент английского и русского языков Центра иностранных языков Университета Константина Философа в Нитре (94974, Словакия, г. Нитра, ул. Ходжова, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2880-357X, Scopus ID: 55756159100, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Бурцл Павол
доктор философии (филология), доцент английского языка Центра иностранных языков Университета им. Константина Философа в Нитре (94974, Словакия, г. Нитра, ул. Ходжова, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6157-2817, Scopus ID: 55757613700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. В связи с увеличением числа иностранных студентов, поступающих в вузы Словакии на программы, реализуемые на национальном языке, становится актуальной их языковая подготовка. В статье рассматриваются проблемы тестирования, проверки и сертификации коммуникативных и языковых навыков, приобретенных на курсах. Цель статьи – проанализировать роль непрерывного контроля знаний в обучении иностранным языкам, в частности словацкому, определить способ влияния контроля на качество усвоения словацкого языка, которое было измерено при анализе результатов усвоения словацкого языка иностранными студентами в рамках годичной языковой подготовки в Университете им. Константина Философа в Нитре в период 2019–2022 гг.
Материалы и методы. В выборку исследования вошли 200 бессистемно отобранных письменных тестов иностранных студентов (из России, Сербии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Украины и Чехии) первого курса Университета им. Константина Философа в Нитре в период 2019–2022 гг. по различным направлениям подготовки в возрастном диапазоне от 17 до 42 лет. Анализ письменных тестов относительно частых ошибок с точки зрения морфологии, синтаксиса и точности письма осуществлялся с помощью контент-анализа. Статистические методы позволили выявить потенциальные факторы, влияющие на качество обучения иностранным языкам в аспекте письменных навыков.
Результаты исследования. Результаты показали, что наиболее частыми ошибками являются опечатки, в основном связанные с орфографией, пунктуацией и перефразированием. В связи с этим сделан вывод о том, что в процессе изучения словацкого языка необходимо сосредоточиться на последовательном усвоении системы грамматики. Выявлена социолингвистическая адекватность проблематики письменного общения, т. е. стиль, четкие формулировки высказываний, соблюдение композиции текста. Результаты продемонстрировали рост заинтересованности иностранных студентов к проверке знания иностранного языка с помощью тестирования ECL, по сравнению с периодом до 2019 г., а также корреляцию между подготовкой к навыкам письма и интересом к проверке языковых компетенций.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть полезны для целевой языковой подготовки иностранных студентов, принятых на обучение в словацкие университеты на основные образовательные программы, и их дальнейшей подготовки к проведению официальной проверки владения словацким языком. Материалы статьи могут способствовать дальнейшему развитию общего профессионального образования по иностранным языкам.
Ключевые слова: тестирование, оценка, языковой экзамен, письменные сообщения, сертификат
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Языковое тестирование и сертификация в международном контексте / Е. Зеленицка [и др.] // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 1. С. 155–170. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.110.027.202301.155-170
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 23.11.2022; поступила после рецензирования 09.01.2023;
принята к публикации 16.01.2023.
Заявленный вклад авторов:
Е. Зеленицка – научное руководство; формулирование концепции исследования; сбор данных и доказательств; критический анализ; написание текста рукописи.
П. Бурцл – сбор данных и доказательств; критический анализ; доработка текста.
О. Чалова – разработка методологии исследований; формулирование выводов и результатов.
Р. Павлова – обзор литературы; обработка, анализ и интерпретация данных.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.