УДК 378:328.185
DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.433-448
Антикоррупционные механизмы управления университетским образованием
Резер Татьяна Михайловна
профессор кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4793-9918, Scopus ID: 57215964054, Researcher ID: R-1801-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тургель Ирина Дмитриевна
директор Школы экономики и менеджмента, заведующий кафедрой теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор экономических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8647-7739, Scopus ID: 6505743576, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Панзабекова Аксанат Жакитжановна
главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки (050010, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Курмангазы, д. 29), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6389-9637, Scopus ID: 56107145200, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. В современном обществе продолжается распространение коррупции в сфере высшего образования. Изменение социальных отношений в высшей школе усугубляют коррупционные правонарушения в образовательной среде. Цель исследования – проанализировать антикоррупционные механизмы управления университетским образованием и дать эмпирическую оценку их эффективности.
Материалы и методы. С помощью компаративного и теоретического анализа построена модель антикоррупционного управления университетским образованием. Метод моделирования позволил интерпретировать термин «антикоррупционный механизм управления в высшей школе». Эмпирическая база исследования включает результаты анкетирования у 345 выпускников вузов г. Екатеринбурга на выявление причин коррупции, коррупционной ситуации, способов ее профилактики и эмпирической оценки эффективности предложенных антикоррупционных механизмов управления университетским образованием.
Результаты исследования. Выполнена классификация видов и предложено содержание антикоррупционных механизмов управления университетским образованием на основе проводимой государством политики. Разработанная модель антикоррупционного управления университетским образованием включает четыре взаимосвязанных механизма: социально-психологический, нормативно-правовой, морально-нравственный и экономико-управленческий.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в антикоррупционную деятельность государства. Предложенная модель антикоррупционного управления университетским образованием носит универсальный характер. Наименее влияют на эффективность антикоррупционного управления социальные механизмы управления.
Ключевые слова: университетское образование, государственное управление, коррупция, антикоррупционные механизмы управления, высшая школа, студент, преподаватель
Финансирование: данная работа поддержана грантом Уральского федерального университета, исследование финансируется Комитетом науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (грант № АР08856570).
Благодарности: авторы выражают благодарность руководству Института экономики и управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина за поддержку исследования, а также рецензентам за оказанную помощь, чьи комментарии помогли улучшить структуру и содержание статьи.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Резер Т. М., Тургель И. Д., Панзабекова А. Ж. Антикоррупционные механизмы управления университетским образованием // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 3. С. 433–448. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.433-448
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 19.01.2022; одобрена после рецензирования 18.03.2022;
принята к публикации 23.03.2022.
Заявленный вклад авторов:
Т. М. Резер – разработка концепции исследования; анализ теоретического материала; анализ эмпирических материалов; формулировка выводов; работа над библиографией.
И. Д. Тургель – формулирование актуальности исследования; сбор информации; подготовка аналитических материалов; работа над библиографией.
А. Ж. Панзабекова – сбор информации; подготовка аналитических материалов; работа над библиографией.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.