PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 373.3-056.3

DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202.266-296

 

Анализ динамики учебной деятельности первоклассников с интеллектуальными нарушениями

Закрепина Алла Васильевна
заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5757-2371, Scopus ID: 57205484762, Researcher ID: J-2047-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бутусова Татьяна Юрьевна
старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8893-4275, Researcher ID: AAC-9446-2021, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кинаш Елена Александровна
старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0747-9790, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Камелькова Алена Игоревна
младший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0767-7826, Researcher ID: AAC-8917-2021, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Рассматривается вопрос образовательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, актуальность которого диктуется поиском факторов эффективности учебного процесса. В теории и практике коррекционного обучения испытуемых большое внимание уделяется их учебным умениям, однако впервые исследуется наиболее значимые в динамике соотношения возможностей и достижений при овладении содержанием адаптированной программы обучения. Цель исследования – анализ возможностей обучения и результатов выполнения первоклассниками с интеллектуальными нарушениями учебных заданий по предметным областям адаптированных программ.
Материалы и методы. Выборка включала 95 первоклассников с интеллектуальными нарушениями. Для изучения возможностей обучения и результатов выполнения учебных заданий применялось стандартизированное наблюдение. С целью анализа результатов выполнения учебных заданий в соответствии с предметными областями адаптированных программ обучения было проведено педагогическое тестирование. При обработке результатов исследования использовались T-критерий Вилкоксона, корреляционный анализ по Спирмену, факторный анализ по методу главных компонент с последующим вращением матрицы по типу varimax-normalized, версия Statistica 10.
Результаты исследования. Выявлены статистически значимые различия в структуре корреляционных связей между возможностями обучения и результатами выполнения учебных заданий по предметным областям адаптированных программ на текущем и промежуточном срезах у испытуемых. Отмечена вариативность факторной структуры возможностей обучения и результатов выполнения учебных заданий по предметным областям. Обнаружены очевидные преимущества практико-ориентированных умений при выполнении предметных (изобразительная деятельность, музыка, ручной труд и др.) и вербальных заданий, что позволяет рассматривать значимость первых в обучении первоклассников с интеллектуальными нарушениями.
Обсуждение и заключение. Результаты эмпирического исследования вносят существенный вклад в специальную педагогику, в ее методический ресурс, поскольку расширяют представления не только о возможностях и результатах обучения современных школьников с интеллектуальными нарушениями, но конкретизируют определяющие факторы динамики их учебной деятельности.

Ключевые слова: обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, возможности обучения, результаты учебной деятельности, адаптированные основные образовательные программы, коррекционное обучение

Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания Минпросвещения РФ ФГБНУ «ИКП РАО» № 073-00017-21-01 по научно-исследовательской работе «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

Благодарности: авторы выражают признательность администрации и специалистам образовательных организаций – участникам эмпирического исследования.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Анализ динамики учебной деятельности первоклассников с интеллектуальными нарушениями / А. В. Закрепина [и др.] // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 2. С. 266–296. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.266-296

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 15.10.2021; одобрена после рецензирования 11.01.2022;
принята к публикации 18.01.2022.

Заявленный вклад авторов:
А. В. Закрепина – научное руководство; теоретический анализ литературы по проблеме исследования; разработка методики эмпирического исследования; анализ и систематизация результатов исследования; подготовка текста статьи.
Т. Ю. Бутусова – теоретический анализ литературы по проблеме исследования; организация и обработка протоколов; анализ результатов; оформление выводов эмпирического исследования.
Е. А. Кинаш – обзор литературы по проблеме исследования; организация и обработка протоколов; систематизация и оформление результатов исследования.
А. И. Камелькова – организация и проведение эмпирического исследования; обработка статистических и графических данных; систематизация и оформление литературных источников.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License