PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 316.614-057.875:654.173

DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202.229-246

 

Профессиональная социализация студентов – будущих учителей при реализации видеоконференцсвязи

Наговицын Роман Сергеевич
профессор кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко (427621, Российская Федерация, г. Глазов, ул. Первомайская, д. 25), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4471-0875, Scopus ID: 56406490800, Researcher ID: N-2363-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Валеева Роза Алексеевна
заведующий кафедрой педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8312-4054, Scopus ID: 56114757300, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Латыпова Лилия Агзамовна
доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5566-1039, Scopus ID: 56115148900, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Несмотря на многочисленность публикаций по внедрению дистанционных технологий, практически отсутствуют исследования по систематическому анализу различных форм видеоконференцсвязи, которые поддерживают образовательные технологии и служат практическим ориентиром для преподавателей в профессиональной подготовке учителей. Цель исследования – проанализировать опыт реализации видеоконференцсвязи в различных формах взаимодействия, выявить и экспериментально проверить эффективность их внедрения в процессе профессиональной социализации студентов – будущих учителей.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе метода рефлексивно-системного анализа реализации видеоконференцсвязи в профессиональной подготовке будущих педагогов. На основе анкетирования и метода экспертных оценок реализовано тестирование уровня социальной и психологической адаптивности, профессиональных и поведенческих навыков, социального и эмоционального комфорта студентов. В эксперименте приняли участие 209 обучающихся Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко и Казанского федерального университета.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено, что при реализации групповой формы видеоконференцсвязи достоверно повышается вовлеченность почти всех студентов в активную коммуникационную деятельность на занятии. Коммуникационная активность в реализации социального и учебного взаимодействия между малыми и большими группами позволила наиболее эффективно сформировать профессиональную социализацию у студентов. Статистический анализ показал, что именно занятия в удаленном формате с помощью видеоконференцсвязи в подгруппах по 4–5 человек оказали наибольший положительный эффект.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие новых форм эффективной коммуникации через социальное и учебное взаимодействие при реализации видеоконференцсвязи. Материалы статьи могут быть полезны в педагогической образовании для повышения уровня вовлеченности студентов в профессиональную подготовку в условиях дистанционного образования.

Ключевые слова: видеоконференцсвязь, формы взаимодействия, профессиональная социализация, будущий учитель, педагогическое образование

Благодарности: авторы выражают благодарность редакции и рецензентам за внимательное отношение к статье и указанные замечания, которые позволили повысить ее качество.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Наговицын Р. С., Валеева Р. А., Латыпова Л. А. Профессиональная социализация студентов – будущих учителей при реализации видеоконференцсвязи // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 2. С. 229–246. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.229-246

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 14.10.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022;
принята к публикации 24.01.2022.

Заявленный вклад авторов:
Р. С. Наговицын – подготовка начального варианта текста; проведение экспериментов; развитие методологии; сбор данных и доказательств; формализованный анализ данных.
Р. А. Валеева – научное руководство; развитие методологии; администратор проекта; критический анализ и доработка текста.
Л. А. Латыпова – обзор литературы; курирование данных; обеспечение ресурсами; подготовка текстовой версии статьи; визуализация/представление данных в тексте.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License