PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 316.613.4-057.875

DOI: 10.15507/1991-9468.106.026.202201.146-162

 

Особенности переживания счастья у студентов с различными смысложизненными ориентациями

Гаранина Жанна Григорьевна
доцент кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарёва (430000, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1428-1213, Scopus ID: 57192682645, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Андронова Наталья Владимировна
доцент кафедры психологии МГУ им. Н. П. Огарёва (430000, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1909-5575, Scopus ID: 57200192033, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Интегральная концепция счастья исходит из понимания влияния на специфику его переживания наряду с внешними условиями жизнедеятельности индивидуально-психологических свойств и состояний личности, ее смысловых и ценностных ориентаций. Несмотря на множество работ, посвященных этому феномену, в научной литературе практически отсутствуют публикации о соотношении степени переживания счастья студентами и их смысложизненными ориентациями, что определило цель нашего исследования – изучить особенности взаимосвязи смысложизненных ориентаций с уровнем счастья студентов.
Материалы и методы. Для изучения проблемы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева различных направлений подготовки (110 чел.). Исследование проводилось с помощью следующих тестовых методик: «Оксфордский опросник счастья» М. Аргайла, «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер (перевод С. В. Кривцовой), «Смысложизненные ориентации» Дж. Крамбо и Л. Махолика (в адаптации Д. А. Леонтьева). Для математической обработки применялись критерий ранговой корреляции rs Спирмена, факторный и кластерный анализ, U-критерий Манна – Уитни.
Результаты исследования. Уровень счастья, осмысленности и исполненности жизни у студентов не зависит от профиля их обучения (естественно-научного или гуманитарного). Выявлены статистически значимые корреляционные связи между уровнем счастья и степенью исполненности жизни, самотрансценденции, свободы, персональности, экзистенциальности, самодистанцирования, а также осмысленности жизни обучающихся. В результате факторного анализа определены три группы факторов, связывающих показатели осмысленности, экзистенциальности и исполненности жизни с уровнем счастья испытуемых: «Осмысленность жизни», «Результативность жизни» и «Уровень счастья». Переживание счастья у студентов тесно связано с осознанием ценностей, смысла, целей жизни, получением удовлетворения от возможности сделать ее лучше, осуществив задуманное. Осмысленность жизни выступает одним из главных факторов, позволяющих им ощущать счастье, свободу, решимость и ответственность, чувствовать ценности, проявлять эмпатию, испытывать экзистенциальную исполненность.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие представлений о доминирующих смысложизненных ориентациях студентов и их влиянии на переживание счастья. Материалы статьи можно использовать при обучении и психологическом консультировании обучающихся для повышения степени осознания смыслов, целей и процесса жизни, что может способствовать росту уровня счастья.

Ключевые слова: счастье, смысложизненные ориентации, экзистенциальность, осмысленность жизни, студент

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гаранина Ж. Г., Андронова Н. В. Особенности переживания счастья у студентов с различными смысложизненными ориентациями // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 1. С. 146–162. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.146-162

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.08.2021; одобрена после рецензирования 30.12.2021;
принята к публикации 10.01.2022.

Ж. Г. Гаранина – разработка концепции; анализ и интерпретация данных исследования; написание текста рукописи.
Н. В. Андронова – генерация идеи исследования; разработка инструментария исследования; сбор данных в 2020–2021 гг.; анализ и интерпретация данных исследования; итоговая переработка статьи.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License