PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 159.923:316.472.4-053.6

DOI: 10.15507/1991-9468.106.026.202201.130-145

 

Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростков при разных уровнях саморегуляции

Корниенко Дмитрий Сергеевич
старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Психологического института Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), профессор кафедры общей психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр. Вернадского, д. 82), доктор психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6597-264X, Scopus ID: 36053200600, Researcher ID: L-5971-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Фоминых Анна Яновна
младший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Психологического института Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6936-887X, Researcher ID: Q-3891-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Веракса Александр Николаевич
заместитель директора Психологического института Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), заведующий кафедрой психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, Scopus ID: 15770369700, Researcher ID: H-9298-2012, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Калимуллин Айдар Минимансурович
директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7788-7728, Scopus ID: 56260775400, Researcher ID: N-1528-2013, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Семенов Юрий Иванович
руководитель Научно-образовательного центра Академии наук Республики Саха (677007, Российская Федерация, г. Якутск, пр-т Ленина, д. 33), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8766-3936, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Цифровизация различных сфер жизни привела к тому, что социальные медиа (социальные сети, блоги, сервисы обмена информацией) становятся неотъемлемой частью ежедневной активности и деятельности, например образовательной. Обнаружены положительные и отрицательные эффекты активности в социальных медиа, которые расширили понимание их роли в психологическом благополучии, социализации подростков и молодежи. Вместе с тем вопрос об особенностях регуляции собственного поведения при увеличении интенсивности использования социальных медиа остается недостаточно изученным. Статья посвящена исследованию взаимосвязей особенностей саморегуляции и степени интеграции социальных медиа в ежедневную активность подростков.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие подростки (336 чел.) в возрасте 12–17 лет, у которых были определены характеристики саморегуляции по опроснику ССПМ-2020 В. И. Моросановой и активности в социальных сетях (Шкала интеграции социальных медиа в ежедневную активность, время, проводимое в сети, количество социальных сетей). Обработка результатов производилась на основе кор- реляционного, сравнительного и кластерного анализа.
Результаты исследования. Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростка отличается на разных уровнях саморегуляции. Однако формальные параметры (время и количество социальных сетей) не обнаруживают отличий при разном уровне саморегуляции. Активность в использовании социальных медиа остается относительно постоянной на протяжении подросткового возраста. Девушки больше проявляют поведенческую и эмоциональную связь с социальными медиа и демонстрируют большую их интеграцию в ежедневную активность.
Обсуждение и заключение. Развитие характеристик саморегуляции может способствовать не только успешности в учебной деятельности, но и большему самоконтролю активности в цифровой среде. Использование содержательных параметров оценки интеграции социальных медиа в ежедневную активность подростков может быть востребовано при изучении эффектов дистанционного обучения и создании программ сопровождения онлайн-обучения. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие представлений о взаимосвязях характеристик саморегуляции и использовании социальных медиа подростками.

Ключевые слова: саморегуляция, цифровизация, социальные медиа, социальные сети, Интернет, подросток

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростков при разных уровнях саморегуляции / Д. С. Корниенко [и др.] // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 1. С. 130–145. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.130-145

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 28.10.2021; одобрена после рецензирования 16.12.2021;
принята к публикации 30.12.2021.

Д. С. Корниенко – разработка и формирование концепции исследования; постановка проблемы исследования; концептуализация выводов.
А. Я. Фоминых – анализ научной литературы; подготовка литературного обзора; подготовка и доработка исследовательской части текста; концептуализация выводов.
А. Н. Веракса – разработка и формирование концепции исследования; постановка проблемы исследования.
А. М. Калимуллин – проведение исследования; разработка методологической составляющей проведения исследования.
Ю. И. Семенов – проведение исследования; разработка методологической составляющей проведения исследования.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License