PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378:316.444.5

DOI: 10.15507/1991-9468.106.026.202201.055-071

 

Технология многоуровневых межвузовских индикаторов как фактор повышения академической мобильности. Внутрироссийский опыт на основе федеральных государственных образовательных стандартов

Снегуренко Александр Павлович
доцент кафедры экономики и управления на предприятии Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5515-3544, Scopus ID: 57208723750, Researcher ID: I-1028-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Зайдуллин Сергей Сагитович
заведующий кафедрой прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8285-9817, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новикова Светлана Владимировна
профессор кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), профессор кафедры прикладной математики, дифференциальных уравнений и теоретической механики МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8207-1010, Scopus ID: 57203542635, Researcher ID: В-6505-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Валитова Наталья Львовна
доцент кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8408-1885, Scopus ID: 230132182005, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кремлева Эльмира Шамильевна
старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0858-0575, Scopus ID: 57194618280, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. В настоящее время в процессе обучения все больше студентов меняют направление подготовки либо вуз. В связи с этим возникает проблема, как определить, соответствует ли уровень знаний студента критериям принимающего вуза. Простого сравнения компетенций бывает явно недостаточно. Поэтому авторы статьи предлагают новую систему сравнения имеющихся и требуемых на новом месте учебы знаний (компетенций). Цель статьи – представить результаты исследования по разработке и применению на практике специфических «деревьев компетенций», позволяющих производить сравнение и перезачет дисциплин автоматически.
Материалы и методы. В основе исследования лежат методы системного анализа для слабоформализуемых проблем: метод экспертных оценок и метод дерева целей. Для непосредственной разработки использован метод построения бинарных деревьев принятия решений. Для оценки эффективности разработанного метода использовались методы наблюдения и сравнения.
Результаты исследования. В статье описаны конкретные шаги по созданию специфических проверочных таблиц на основе многоуровневых деревьев индикаторов компетенций, в которых представлены четыре уровня приобретения компетенций. На основании проведенных экспериментов по использованию таких таблиц для пересдачи дисциплин при переводе студента с одной специальности на другую даются рекомендации. Методика прошла успешную апробацию при переводе студента в рамках Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ между образовательными программами «Самолетостроение» и «Прикладная математика и информатика».
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы будут способствовать развитию академической мобильности студентов, повышению их конкурентоспособности на рынке труда и укреплению академических межвузовских отношений как в Российской Федерации, так и во всем мире.

Ключевые слова: межвузовские индикаторы, многоуровневые компетенции, дерево компетенций, академическая мобильность, профессиональные компетенции, образовательный стандарт

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Технология многоуровневых межвузовских индикаторов как фактор повышения академической мобильности. Внутрироссийский опыт на основе федеральных государственных образовательных стандартов / А. П. Снегуренко [и др.] // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 1. С. 55–71. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.055-071

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 01.09.2021; одобрена после рецензирования 22.12.2021;
принята к публикации 30.12.2021.

А. П. Снегуренко – автор идеи.
С. С. Зайдуллин – разработчик технической реализации; заведующий кафедрой прикладной математики и информатики КНИТУ-КАИ, на базе которой проводился эксперимент.
С. В. Новикова – специалист по математическому моделированию; разработчик теоретического обоснования идеи.
Н. Л. Валитова – участие в разработке и техническом сопровождении педагогического эксперимента.
Э. Ш. Кремлева – участие во внедрении многоуровневых индикаторов в учебный процесс.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License