УДК 371.212.72
DOI: 10.15507/1991-9468.103.025.202102.214-225
Неуспеваемость в школе: систематический обзор публикаций в области социальных наук
Эрнандес-Ортис Сильвана
доктор философии (психология) факультета здравоохранения Католического университета Мауле (3480005, Чили, г. Талька, кампус Сан-Мигель, пр-т Сан-Мигель, д. 3605), доктор философии (педагогика), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8150-3416, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Прехт Андреа
доцент педагогического факультета Католического университета Мауле (3480005, Чили, г. Талька, кампус Сан-Мигель, пр-т Сан-Мигель, д. 3605), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2435-55654, Scopus ID: 57194412159, Researcher ID: H-4506-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кудина Никола Жан
исследователь Фонда католического университета Люмен Гентиум (5552767, Колумбия, г. Кали, пр-д 122, Валье-дель-Каука, д. 12-459), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4004-7615, Scopus ID: 57191329662, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. Целью исследования является изучение школьной неуспеваемости на основе обзора публикаций в области социальных наук. Авторы анализируют сложившуюся концепцию школьной неуспеваемости, ее предпосылки и возможные последствия.
Материалы и методы. Для изучения проблемы были отобраны исследования, опубликованные в период 2010–2020 гг. на испанском и английском языках в базах данных Scopus и Web of Science (основная коллекция). В общей сложности проанализирована 171 статья. С помощью программы Vosviewer созданы визуальные семантические карты.
Результаты исследования. Было установлено, что большинство исследований по данной теме проводится в области образования, используемая методология преимущественно количественная. Различные определения причин школьной неуспеваемости обусловлены следующими факторами: низкая мотивация самого учащегося, многофакторные явления, социальное отчуждение и недостатки в системе образования.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи будут полезны специалистам системы школьного образования.
Ключевые слова: неуспеваемость в школе, успеваемость в школе, студент, академическая успеваемость, образовательная психология
Финансирование: статья подготовлена благодаря финансированию проекта Fondecyt № 1181925 и Национального агентства по научным исследованиям и разработкам (ANID) (Программы по развитию человеческого капитала, Национальной программы стипендий для докторов наук (2020) – 21200590).
Благодарности: авторы выражают благодарность д-ру Муньосу, д-ру Миранде и анонимным рецензентам за ценные замечания, которые позволили улучшить качество статьи.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Эрнандес-Ортис, С. Неуспеваемость в школе: систематический обзор публикаций в области социальных наук / С. Эрнандес-Ортис, А. Прехт, Ж. Н. Кудина. – DOI 10.15507/1991-9468.103.025.202102.214-225 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 214–225.
Заявленный вклад авторов:
С. Эрнандес-Ортис – подготовка первоначального варианта рукописи; сбор и анализ данных; обсуждение полученных результатов.
А. Прехт – научное руководство; анализ данных; участие в обсуждении материалов статьи.
Ж. Н. Кудина – методологическая разработка; анализ полученных результатов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 09.02.2021; одобрена после рецензирования 15.03.2021;
принята к публикации 25.03.2021.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.