PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.043.2-055.-1

DOI: 10.15507/1991-9468.103.025.202102.192-213

 

Обзор европейских исследований по предметно-языковому интегрированному обучению

Цимерманова Ивана
доцент Института британских и американских исследований Прешовского университета (080 01, Словакия, г. Прешов, ул. 17 ноября, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8063-8949, Scopus ID: 57193775555, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Интеграция предметов в формальное обучение выполняет важную роль в решении проблемы аутентичного и осмысленного обучения в отличие от механического запоминания. В течение трех десятилетий предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) было объектом образовательных исследований. От основного внимания к уровню владения иностранным языком он постепенно расширился до влияния данного метода на содержание и родной язык. Цель настоящей работы – обобщить отобранные исследовательские статьи по применению предметно-языкового интегрированного обучения и оценить его суммарный средний эффект на развитие контента в группе учащихся в возрасте 10–16 лет.
Материалы и методы. В статье представлен систематический обзор исследований, опубликованных в базе данных Web of Science за последнее десятилетие (2010–2020), проанализированы отдельные эмпирические исследования, посвященные влиянию внедрения предметно-языкового интегрированного обучения на теоретические курсы (предметы) в начальных и средних школах.
Результаты исследования. Проанализированы 16 исследований, соответствующие критериям включения, 6 исследований были статистически оценены с использованием комплексного мета-анализа и программного обеспечения RevMan. Основываясь на результатах 16 обсуждаемых исследований, было доказано, что применение данного метода дает положительную практическую пользу. Однако статистический мета-анализ не обнаружил статистически значимых различий между группами, использующими интегрированные уроки и не применяющими их. Поскольку размеры групп различались по абсолютной величине, объединенное стандартное отклонение использовалось для отражения размеров выборки.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость и перспективы исследования демонстрируют преимущества предметно-языкового интегрированного обучения и важность его включения в учебные программы подготовки учителей наряду с развитием творческого потенциала, критического мышления и способности создавать свои материалы.

Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, теоретический предмет, систематический обзор, мета-анализ, эксперимент

Финансирование: данная статья поддержана проектом, финансируемым Министерством образования, науки, исследований и спорта Словакии (KEGA 032PU-4/2019, проект «Создание учебных материалов для предметного и языкового интегрированного обучения в начальных школах»).

Благодарности: автор выражает благодарность анонимным рецензентам за ценные замечания, которые позволили улучшить качество статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Цимерманова, И. Обзор европейских исследований по предметно-языковому интегрированному обучению / И. Цимерманова. – DOI 10.15507/1991-9468.103.025.202102.192-213 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 192–213.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 12.03.2021; одобрена после рецензирования 15.04.2021;
принята к публикации 23.04.2021.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License