PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378.147:376.1-057.8751

DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.159-179

 

Изучение теоретико-методологической готовности студентов-дефектологов к овладению магистерским уровнем образования

Закрепина Алла Васильевна
заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5757-2371, Researcher ID: J-2047-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шилова Елена Анатольевна
старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4579-5631, Researcher ID: Q-9652-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Cтребелева Елена Антоновна
главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7291-3146, Researcher ID: S-1426-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Подготовка конкурентоспособного специалиста уровня магистерской программы – важная образовательная цель высшей школы. Несмотря на многочисленность публикаций в области профессиональной подготовки, вопросы преемственности уровней образования как условия качества подготовки выпускника в конкретной сфере остаются достаточно дискуссионными, поскольку традиционно ракурс подобных обсуждений чаще касается методических компонентов образовательной программы, чем концептуально-методологических ориентиров профессионального роста. Цель исследования – изучение уровня готовности студентов к овладению магистерскими программами в области специального (дефектологического) образования в контексте анализа теоретико-методологических аспектов подготовки как базового основания формирования профессиональных компетенций в изучаемой области.
Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования использовались результаты анкетирования и самооценки, направленные на изучение представлений студентов-магистров о необходимом уровне сформированности знаний, умений и навыков при поступлении и после завершения обучения. Исследовательскую выборку составили 68 магистров четырех магистерских программ подготовки. Статистическая обработка результатов осуществлялась посредством программного пакета Statistica 10.0.
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования выявлено, что второй этап профессиональной подготовки (магистратуру) следует рассматривать в контексте профильной направленности предыдущего уровня высшего образования. Целевыми ориентирами реконструкции процесса профессиональной подготовки магистров в области дефектологического образования выступает совокупность ожидаемых знаний, умений, навыков с позиции социального запроса к деятельности специалиста в меняющихся условиях обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Проектирование магистерской программы высшей школы базируется на актуализации теоретико-методологической подготовки с учетом ее экстраполирования на уровень реализации прикладных профессиональных компетенций в соответствии с современными запросами общества и динамикой образовательного рынка труда.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие профессиональной подготовки магистров в области дефектологического образования и позволяют рассматривать теоретико-методологическую готовность к обучению в магистратуре с точки зрения преемственности образовательных задач и непрерывности уровней образования как основания подготовки конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова: высшая школа, реконструкция системы образования, магистратура, теоретико-методологическая готовность, специальное (дефектологическое) образование, студент, профессиональные компетенции

Благодарности: авторы выражают признательность рецензентам, проводившим слепое анонимное рецензирование данной научно-исследовательской работы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Закрепина, А. В. Изучение теоретико-методологической готовности студентов-дефектологов к овладению магистерским уровнем образования / А. В. Закрепина, Е. А. Шилова, Е. А. Стребелева. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.159-179 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 159–179.

Заявленный вклад авторов:
А. В. Закрепина – научное руководство; теоретический анализ литературы по проблеме исследования; разработка анкет для экспериментального исследования; интерпретация данных; проведение критического анализа; подготовка текста статьи.
Е. А. Шилова – инициатива научного исследования; теоретический анализ литературы по проблеме исследования; разработка анкет для экспериментального исследования; статистическая обработка результатов исследования; интерпретация данных; подготовка текста статьи.
Е. А. Стребелева – структурирование методической части статьи; определение принципов обработки экспериментальных данных эмпирического исследования; участие в обработке результатов исследования; разработка анкет для специалистов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 31.10.2020; одобрена после рецензирования 21.12.2020;
принята к публикации 30.12.2020.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License