PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378.016:613(470+571)

DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.127-143

 

Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации

Лазуренко Светлана Борисовна
заведующий лабораторией технологий и средств психолого-педагогической реабилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119435, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), начальник Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (119296, Российская Федерация, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1), доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0642-8545, Researcher ID: D-1400-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Соловьева Татьяна Александровна
директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119435, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7748-8951, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Терлецкая Римма Николаевна
главный научный сотрудник ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (119296, Российская Федерация, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1), доктор медицинских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6313-3810, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Конова Светлана Романовна
главный научный сотрудник ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (119296, Российская Федерация, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1), доктор медицинских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2833-5721, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Современная законодательная база образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Российской Федерации разрабатывалась с учетом концептуальных положений о правах ребенка, отраженных в международных актах в части обеспечения равных возможностей и доступа детей к бесплатным образовательным услугам. Однако имеющиеся нормативные документы содержат общие правила без конкретных рекомендаций по укреплению и сохранению здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, исходя из характера и тяжести нарушения, а также при их сочетаниях. Цель исследования – изучение современной ситуации в отношении охраны здоровья детей с нарушениями развития в образовательных организациях.
Материалы и методы. Для выявления актуальных проблем реализации законодательных норм в сфере образования и охраны здоровья обучающихся с ограниченными возможностями был проведен анализ действующих нормативных правовых документов Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки Российской Федерации за период 2012–2020 гг.
Результаты исследования. В ходе исследования была подтверждена гипотеза о вариативности существующих проблем в отношении укрепления и сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации при недостаточной проработанности законодательной и нормативной базы. Здоровьесберегающая среда образовательной организации должна обладать совокупностью следующих факторов: оснащенность специальными учебными и техническими средствами для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с учетом степени тяжести ограничения жизнедеятельности; соответствие расписания и учебной нагрузки состоянию здоровья и индивидуальным психологическим возможностям ребенка; наличие отдельных помещений для восстановления работоспособности; обеспеченность современным реабилитационным оборудованием для укрепления здоровья; укомплектованность педагогическими и медицинскими кадрами, владеющими современными технологиями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть использованы при разработке системы мониторинга организации образовательного процесса и вариативности условий здоровьесбережения обучающихся с нарушениями развития как средства своевременного выявления и устранения негативных факторов.

Ключевые слова: охрана здоровья детей, образовательная организация, ребенок-инвалид, ограниченные возможности здоровья, специальные образовательные условия, нормативная правовая основа образования, междисциплинарный подход, здоровьесбережение

Финансирование: исследование выполнено в рамках государственного задания ФГБНУ «ИКП РАО» № 073–00028–20–00.

Благодарности: авторы выражают признательность коллегам, поддержавшим замысел исследования, и рецензентам, проводившим слепое анонимное рецензирование данной работы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации / С. Б. Лазуренко, Т. А. Соловьева, Р. Н. Терлецкая, С. Р. Конова. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.127-143 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 127–143.

Заявленный вклад авторов:
С. Б. Лазуренко – научное руководство; теоретический анализ литературы по проблеме исследования; интерпретация данных; подготовка текста статьи.
Т. А. Соловьева – инициатива научного исследования; научное руководство; проведение критического анализа.
Р. Н. Терлецкая – участие в обработке результатов исследования; структурирование и подготовка текста статьи.
С. Р. Конова – структурирование методической части исследования; интерпретация данных ис- следования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 09.11.2020; одобрена после рецензирования 11.01.2021;
принята к публикации 15.01.2021.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License