УДК 327:025.12(510)
DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.022-042
Влияние реформы учебных пособий на формирование китайской национальной идентичности
Нуржаева Алина Маратовна
докторант PhD кафедры китаеведения НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7251-3671, Scopus ID: 57191900636, Researcher ID: I-3515-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Алдабек Нуржамал Абдразаковна
профессор кафедры китаеведения НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71), доктор исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4113-8914, Scopus ID: 57190440432, Researcher ID: O-1262-2014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Надирова Гульнар Ермуратовна
профессор кафедры Ближнего Востока и Южной Азии НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71), доктор филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7837-2598, Scopus ID: 57192297316, Researcher ID: N-9772-2014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сапарбаева Нуржан Балтажановна
доцент кафедры китаеведения НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5501-3683, Researcher ID: B-3570-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Свойкин Константин Бертольдович
заведующий кафедрой английской филологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3484-612X, Researcher ID: O-3277-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. Поиск эффективных стратегий в сфере образования, способных формировать и поддерживать китайскую национальную идентичность, является актуальной задачей академического сообщества Китая. Одним из направлений для ее решения стала переработка контента школьных учебников. Цель статьи – анализ комплекса учебно-методических материалов в рамках школьного образования для воздействия на формирование национальной идентичности в Китае.
Материалы и методы. Для изучения проблемы было проведено анкетирование, в котором приняли участие учителя школ и родители учащихся из города Ланьчжоу (КНР). С целью определения мнения этих двух сообществ относительно воздействия обновленного контента учебников на формирующуюся идентичность школьников мы проанализировали анкетные данные, а для понимания результатов обучения подробно рассмотрели содержание и структуру новых текстовых нарративов, сравнив их с предыдущими учебными материалами. Это помогло нам выявить механизм разработки уроков с использованием корпуса культурного и исторического наследия, что составило суть реформы, направленной на формирование национальных приоритетов в идентичности молодого поколения.
Результаты исследования. На основе результатов эмпирического исследования определена эффективность внесенных в контент новых учебных пособий изменений в аспекте формирования национальной идентичности школьников. По итогам анализа было выявлено, что обновленные учебники отражают основные дискурсы конфуцианской философии, воспитывая у учащихся культурную и политическую идентичность. Проведенный опрос показал, что увеличение национального дискурса в содержательно-фактологической части учебников способствовало усилению национальной идентичности у школьников.
Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи могут быть использованы для дальнейшего исследования образовательного процесса и его влияния на развитие сплоченности гражданского общества, что может быть полезным для полиэтнических государств в ракурсе стратегического планирования и разработки механизмов поддержания и формирования национальной идентичности при составлении учебных пособий. Результаты исследования представляют интерес для исследователей, занимающихся проблемами образования и рассматривающих образование как один из элементов, играющих важную роль в формировании национальной идентичности, а также для преподавателей и студентов.
Ключевые слова: учебник, национальная идентичность, Китай, образование, конфуцианская философия, реформа
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Влияние реформы учебных пособий на формирование китайской национальной идентичности / А. М. Нуржаева, Н. А. Алдабек, Г. Е. Надирова [и др.]. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.022-042 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 22–42.
Заявленный вклад авторов:
А. М. Нуржаева – изучение концепций; сбор данных и доказательств; подготовка первоначального варианта текста; компьютерная обработка.
Н. А. Алдабек – научное руководство; критический анализ текста; обсуждение полученных результатов.
Г. Е. Надирова – критический анализ текста; развитие методологии; доработка текста.
Н. Б. Сапарбаева – формализованный анализ данных; анализ и обобщение полученных данных.
К. Б. Свойкин – критический анализ текста; обсуждение полученных результатов, доработка текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 15.12.2020; одобрена после рецензирования 26.01.2021;
принята к публикации 29.01.2021.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.