УДК 378:316.46(866)
DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.008-021
Педагогическое лидерство как сфера развития человеческих способностей: комплексный подход в системе высшего образования Эквадора
Сехас Мартинес Магда Франcиска
профессор департамента социальных наук и экономики Национального университета Чимборасо (UNAСH) (060150, Эквадор, г. Риобамба, Авеню Антонио Хосе де Сукре, д. 89), исследователь Университета вооруженных сил (ESPE) (050150, Эквадор, г. Латакунга, ул. Мануэля де Хесуса Кихано-и-Ордоньеса, д. 39), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0618-3608, Researcher ID: G-8211-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мендоса Веласко Дерлинг Хосе
научный сотрудник Национального университета образования (UNAE) (030154, Эквадор, Эль-Каньяр, г. Азог, ул. Чукипата, д. 54), исследователь Университета УТЕ (170129, Эквадор, г. Кито, Авенида Марискаля Сукре б/н и Марианы де Хесус), доктор педагогики, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8275-3687, Scopus ID: 57205188813, Researcher ID: N-1162-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Наварро Сехас Мерседес
преподаватель-исследователь Регионального автономного университета Анд (UNIANDES) (060150, Эквадор, г. Риобамба, Кеведо, Авеню E30, д. 284), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4377-7250, Researcher ID: G-8196-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Моралес Коросо Хуан Пабло
исследователь Центрального университета Эквадора (UCE) (170526, Эквадор, Галапагосские о-ва, о. Санта-Крус, Кампус Мирафлорес, Авеню Бальтра, P12), магистр, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4538-4488, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. В настоящее время вузы стремятся к деятельности, направленной на развитие, трансформацию и адаптацию системы высшего образования к требованиям современности. В связи с этим становится все более заметной роль членов профессорско-преподавательского состава, поэтому признание преподавателя в качестве лидера имеет большое значение для эффективности конструктивных преобразований. Цель исследования – определить основные качества педагога-лидера в системе высшего образования Эквадора, учитывая его ведущую роль в трансформации образовательных процессов.
Материалы и методы. Проведенное исследование является частью разработки смешанной/качественной методологии. Оно представляет собой двухэтапное последовательное исследование. Количественный этап содержал анкету с описательным анализом, где использовался коэффициент альфа Кронбаха. Дизайн анкеты подобран по типу шкалы Лайкерта. Сбор данных осуществлялся с помощью цифрового опроса. В выборке приняли участие 97 преподавателей. Качественный этап состоял из интерпретационного документального анализа.
Результаты исследования. Полученные результаты показали, что большинство опрошенных преподавателей не считают себя лидерами в тех областях образовательного процесса, в которых они участвуют. Респонденты выделили такие качества, как приверженность профессии и ответственность в области развития педагогического лидерства. Авторы статьи определили три типа лидерства: педагогическое, распределенное и университетское.
Обсуждение и заключение. Авторы предлагают создать в вузах структуры управления, способные эффективно разрабатывать и осуществлять проекты, направленные на развитие фундаментального ядра всей образовательной деятельности.
Ключевые слова: высшее образование, лидерство, компетенция, образовательная организация, научно-исследовательский менеджмент, университет
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Педагогическое лидерство как сфера развития человеческих способностей: комплексный подход в системе высшего образования Эквадора / М. Ф. Сехас Мартинес, Д. Х. Мендоса Веласко, М. Наварро Сехас, Х. П. Моралес Коросо. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.008-021 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 8–21
Заявленный вклад авторов:
М. Ф. Сехас Мартинес – научное руководство; планирование; основные выводы; анализ педагогических теорий; критическое прочтение теоретических обоснований; сравнение теорий; разработка концепции исследования.
Д. Х. Мендоса Веласко – научное руководство, критическое прочтение текста статьи; обобщение теоретических дискуссий о высшем образовании; обзор библиографии и веб-ссылок; исследование образовательных моделей.
М. Наварро Сехас – написание и доработка текста статьи; изучение педагогических теорий; разработка методологии.
Х. П. Моралес Коросо – документальный анализ и написание первоначальной версии текста; исследование образовательных компетенций.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 06.02.2020; одобрена после рецензирования 06.11.2020;
принята к публикации 11.11.2020.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.