PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.034

DOI: 10.15507/1991-9468.101.024.202004.608-621

 

Готовность учителя к развитию нравственных представлений учащихся в инновационной образовательной среде

Потанина Лейла Тахировна
профессор Института психологии им. Л. С. Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (125993, Российская Федерация, г. Москва, Миусская площадь, д. 6), доктор психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5132-9127, Scopus ID: 24344722400, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Койнова–Цёльнер Юлия Васильевна
научный сотрудник, преподаватель кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока института педагогики факультета педагогических наук Технического университета Дрездена (01062, Германия, г. Дрезден, площадь имени Вебера, д. 5), кандидат педагогических наук, доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3414-2491, Scopus ID: 57189378254, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Склярова Татьяна Владимировна
декан педагогического факультета ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (127051, Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1169-5624, Scopus ID: 57202195235, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Важнейшая роль в нравственном воспитании учащихся принадлежит развитию нравственных представлений о мире. В теории и практике профессионального образования исследуются разные аспекты транслирования морально-нравственных качеств. Изучение ценностного восприятия мира учителя как средства развития системы ценностей учащегося рассматривается впервые. Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью обновления содержания профессиональной подготовки школьных учителей в области развития системы нравственных и этических ценностей у учащихся. Целью исследования является выявление уровней ценностного восприятия мира учителей как важнейшей компетенции развития нравственных представлений учащихся.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 216 учителей разных регионов Российской Федерации. На основе изучения современной литературы проведены теоретический анализ и систематизация отечественного и зарубежного опыта по проблеме морально-нравственного развития личности школьного возраста. В ходе эмпирического исследования использовались результаты анкетирования, направленные на изучение позиции учителей к необходимости совершенствования профессиональных компетенций в области морально-нравственного воспитания учащихся. Исследование способов восприятия учителем мира и выявление уровней ценностного восприятия окружающей действительности проводилось посредством двух серий проективной методики «Незавершенное предложение…».
Результаты исследования. Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о том, что компетентность осуществлять морально-нравственное воспитание школьников у большинства учителей основана на существующей у них ценностной картине мира. В суждениях учителей по поводу предметов и фактов реальной действительности с позиции собственной системы ценностей выявлены два уровня ценностного восприятия мира: ценностно-ассоциативный и смыслопорождающий, отличающиеся характером нравственной категоризации предметов и явлений мира.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования повышают значимость представления о профессиональных и личностных возможностях учителя в развитии морально-нравственной сферы учащихся. Материалы статьи будут востребованы практикующими учителями, классными руководителями, психологами, преподавателями и студентами, исследующими вопросы развития нравственной сферы личности.

Ключевые слова: нравственные представления, нравственные суждения, транслирование ценностей, смыслопорождающая деятельность, нравственная категоризация, морально-нравственная компетенция учителя, морально-нравственное образование учащихся

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-013-00648).

Благодарности: авторы выражают благодарность порталу Pravolimp.ru и В. Туфриной, администратору проекта «Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры».

Для цитирования: Потанина, Л. Т. Готовность учителя к развитию нравственных представлений учащихся в инновационной образовательной среде / Л. Т. Потанина, Ю. В. Койнова‒Цёльнер, Т. В. Склярова. – DOI 10.15507/1991-9468.101.024.202004.608-621 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 608–621.

Заявленный вклад авторов:
Потанина Лейла Тахировна – анализ научных представлений по проблеме морально-нравственного становления учащихся школьного возраста; подготовка начального варианта текста; оформление таблицы с результатами исследования; статистическая обработка эмпирических данных.
Койнова‒Цёльнер Юлия Васильевна – теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования ценностей и смыслов у учителей за рубежом; подготовка международного научного обзора по проблеме исследования; критический анализ и структурно-смысловая доработка текста.
Склярова Татьяна Владимировна – формулировка и описание методологических и теоретических проблем развития системы ценностей у учащихся; качественный анализ полученных результатов и их интерпретация; сбор данных в группе педагогов; оформление электронной базы и систематизация исследовательских данных.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 07.09.2020; принята к публикации 22.10.2020;
опубликована онлайн 30.12.2020.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License