PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.014.256(480)

DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.032-049

 

Тенденции международной образовательной миграции (на примере Финляндии)

Стриелковски Вадим
старший научный сотрудник Кембриджского института повышения квалификации (CB1 1AH, Великобритания, г. Кембридж, Кинг-стрит, д. 23), профессор Пражской бизнес-школы, директор Пражского института повышения квалификации (15200, Чехия, г. Прага 5, ул. Верихова, д. 145/29), доктор философии, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6113-3841, Scopus ID:36620065300, Researcher ID:J-6112-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Киселева Людмила Сергеевна
доцент кафедры социального управления ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8980-2821, Scopus ID: 56677513700, Researcher ID: V-7287-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Синёва Анна Юрьевна
аспирант факультета географии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8188-9902, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Образовательные иммигранты являются наиболее привлекательной категорией иммигрантов в связи с их высокой адаптивностью к рынкам труда в стране получения образования. Цель статьи – изучение современных тенденций образовательной миграции, а также выявление факторов, привлекающих и удерживающих учебных иммигрантов в принимающей стране.
Материалы и методы. Использовались методы традиционного анализа: осмысление и интерпретация содержания документов, методы графического представления данных, анализ российской и зарубежной научной литературы, метод сопоставления российской и зарубежной теории и практики. Эмпирическая база исследования включает результаты дистанционного онлайн-анкетирования посредством приложения Google Forms. Выборка представлена респондентами, проживающими в Санкт-Петербурге и указывающими в своем профиле социальной сети «ВКонтакте» обучение в Финляндии.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что Финляндия проводит успешную планомерную и системную национальную политику по привлечению образовательных иммигрантов, призванную компенсировать неблагоприятную социально-демографическую ситуацию в стране. За последние десять лет обозначилась тенденция увеличения количества образовательных иммигрантов из азиатских стран. Большинство иностранных студентов обучаются по программам бакалавриата политехнических университетов и программам магистратуры классических университетов. По всем направлениям обучения в Финляндии наблюдается значительное преобладание иммигрантов-девушек.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты представляют практический интерес для российских правительственных структур, ответственных за разработку стратегических ориентиров иммиграционной образовательной политики, а также для организаций, ответственных за развитие межгосударственного сотрудничества в сфере образования и науки. Руководители и сотрудники департаментов международного сотрудничества высших учебных заведений, занимающиеся вопросами социальной адаптации образовательных иммигрантов, могут принять во внимание выявленные трудности студентов в адаптации. Результаты исследования также заинтересуют представителей научного сообщества по вопросам образовательной миграции.

Ключевые слова: образовательная миграция, драйверы миграции, система образования в Финляндии, эффект миграции, онлайн-анкетирование, географическая близость

Для цитирования: Стриелковски, В. Тенденции международной образовательной миграции (на примере Финляндии) / В. Стриелковски, Л. С. Киселева, А. Ю. Синёва. – DOI 10.15507/1991-9468.098.024.202001.032-049 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 1. – С. 32–49.

Заявленный вклад авторов:
Стриелковски Вадим – научное руководство; развитие методологии; критический анализ и доработка текста; представление данных в тексте.
Киселева Людмила Сергеевна – обзор литературы; анализ данных; визуализация; подготовка начального варианта текста; компьютерные работы.
Синёва Анна Юрьевна – дистанционное анкетирование; визуализация данных; отбор статистической информации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.07.2019; принята к публикации 29.11.2019;
опубликована онлайн 31.03.2020.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.