PDFСкачать статью в pdf.

УДК 373.3:159.9

DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.489-504

 

Oсобенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии

Ахметзянова Анна Ивановна
заведующий кафедрой дефектологии и клинической психологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4962-0011 , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Артемьева Татьяна Васильевна
доцент кафедры дефектологии и клинической психологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0040-1301, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Твардовская Алла Александровна
старший преподаватель кафедры дефектологии и клинической психологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2402-0669, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях дефицитарного дизонтогенеза младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья не всегда способны прогнозировать исход ситуации. Часто они используют нерациональные стратегии поведения, что снижает возможность их успешной социальной адаптации. Поэтому цель данного исследования – выявление специфики прогнозирования и понимания нормативных ситуаций младшими школьниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и речи.
Материалы и методы: для изучения особенностей прогнозирования младших школьников была использована методика «Угадайка» (Л. И. Переслени). Специфика нормативного поведения изучена с помощью методик «Восприятие нормативной ситуации» (А. К. Пащенко); «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» (В. П. Ульяновой); «Определение культурной конгруэтности младших школьников» (Л. Ф. Баяновой).
Результаты исследования: исследование позволило выявить особенности прогнозирования младших школьников с нормативным развитием и с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Такие дети испытывали трудности в прогнозировании, связанные со снижением устойчивости произвольного внимания и его распределения в ходе выполнения деятельности. Восприятие норм школьниками с нарушениями в развитии часто зависело от случайных, ярко окрашенных эмоциональных событий, предметов. Более успешно дифференцировались нормы в ситуации общения, чем в учебной деятельности.
Обсуждение и заключения: полученные данные согласуются с результатами исследований отечественных и зарубежных ученых, отмечающих у детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточное понимание необходимости соблюдения социальных норм, нерациональные стратегии прогнозирования и оценки своих поступков и поведения окружающих людей. Выявленные особенности прогнозирования и нормативного поведения школьников с ограниченными возможностями здоровья в ситуациях социального взаимодействия могут быть полезны при разработке диагностического инструментария, позволяющего проводить оценку прогностической способности ребенка с нарушениями в развитии и оценивать риски нарушений социализации. Полученные данные могут быть использованы специалистами образовательных учреждений и реабилитационных центров при организации профилактических и коррекционно-развивающих программ.

Ключевые слова: прогнозирование, восприятие нормы, младший школьник, нормативное развитие, нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата

Благодарности: исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научно-исследовательского проекта № 17-16-16004 а «Прогностическая компетентность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в превенции девиаций».

Для цитирования: Ахметзянова А. И., Артемьева Т. В., Твардовская А. А. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 489 –504. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.489-504

Заявленный вклад авторов: Ахметзянова Анна Ивановна – инициация исследования; научное руководство; проведение критического анализа и формулирование выводов. Артемьева Татьяна Васильевна – подготовка текста статьи; проведение анализа и подготовка первоначальных выводов; доработка текста. Твардовская Алла Александровна – поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; сбор и обработка эмпирических материалов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX