УДК 91:574:303.1                                                 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.077

 

ТЕОРЕТ ИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НООСФЕРНОЙ ФУНКЦИИ ГЕОЭКОЛОГИИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Бельгибаев Мухит Есенович
(профессор кафедры экологии и географии Семипалатинского государственного педагогического института (Республика Казахстан, г. Семей, ул. Танирбергенова, д. 1), доктор географических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Евсеев Александр Васильевич
(профессор кафедры рационального природопользования ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» (Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), доктор географических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Каверин Александр Владимирович
(заведующий кафедрой экологии и природопользования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Массеров Дмитрий Александрович
(доцент кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Основной задачей теоретико-познавательной функции геоэкологии в образовании является использование новейших образовательных технологий и методов обучения и воспитания с целью обеспечения формирования в индивидуальном и общественном сознании общества морально-ноосферного императива перехода к устойчивому развитию. По мнению авторов, переход к устойчивому развитию как новому этапу взаимоотношений общества и природы не может быть осуществлен без науки и образования. Образовательная система должна обеспечить нужное изменение менталитета социума, который бы наиболее полно учитывал основные идеи устойчивого развития и содействовал их реализации в практической деятельности современной цивилизации. Система образования непосредственно и наиболее эффективно должна работать на будущее, поскольку именно она определяет личные качества каждого человека, его знания и умения, поведенческие приоритеты, а также экономический, духовный и материальный потенциал общества и цивилизации в целом. Развивая эту идею, авторы отмечают, что в близкой исторической перспективе у человечества нет более надежной опоры для выживания, чем система образования. Только это может привести к выживанию современной цивилизации, ее поступательного развития и сохранения биосферы в целом. В статье обосновывается, что геоэкология имеет возможность сделать значительный вклад в решение большинства глобальных проблем, а также в разработку теории и практики устойчивого развития как парадигмы выживания современной цивилизации. Авторы раскрывают теоретико-познавательную, ноосферно-мировоззренческую функции геоэкологии для преодоления стереотипа антропоцентричного подхода и формирования ноосферного менталитета общества.

Ключевые слова: геоэкология; наука; устойчивое развитие; общество; образование; окружающая природная среда.

 

Для цитирования: Бельгибаев, М. Е. Теоретические аспекты реализации познавательной и ноосферно-мировоззренческой функции геоэкологии / М. Е. Бельгибаев [и др.] // Интеграция образования. − 2015. − Т. 19, № 3. − С. 77−84. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.077

 

THEORETICAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF COGNITIVE AND NOO SPHERIC WORLD OUTLOO K FUNCTIONS OF GEOECOLOGY

Belgibayev Mukhit Esenovich
(, professor, Chair of Ecology and Geography, Semipalatinsk State Pedagogical Institute (1, Tanirbergenov Str., Semei, Republic of Kazakhstan), Dr.Sci. (Geography), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Evseyev Aleksandr Vasilyevich
(, professor, Chair of sustainable use of natural resources, Lomonosov Moscow State University (1, Leninskiye Gory, Moscow, Russia), Dr.Sci. (Geography), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Kaverin Aleksandr Vladimirovich
(, head of Chair of management of environment and natural resources, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Dr.Sci. (Agriculture), professor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Masserov Dmitry Aleksandrovich
(, associate professor, Chair of management of environment and natural resources, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Economy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The paper proves that the main objective of epistemo-logical function of geoecology in education lies in the use of the latest educational technologies and methods of training and education for ensuring formation in individual and society’s public consciousness a moral and noosphere imperative of transition to a sustainable development. According to authors, transition to a sustainable development as new stage of relationship of society and nature can’t be carried out without science and education. The educational system has to provide the necessary change of mentality of society which most fully would consider the main ideas of a sustainable development and would assist their realization in practical activities of a modern civilization. The education system directly and most effectively has to work for the future because it defines personal qualities of each person, his knowledge and ability, behavioural priorities, and, eventually – the economic, spiritual and material capacity of society and a civilization in general. Developing this idea, authors note that in close historical prospect the mankind has no more reliable support for a survival, than an education system. It is claimed that the geoecology has opportunity to make the significant contribution to solutions of the majority of global problems, and also to development of the theory and practice of a sustainable development as paradigms of a survival of a modern civilization. Authors reveal the epistemo-logical, noosphere and world outlook functions of geoecology for overcoming a stereotype of anthropocentric approach and formation of noosphere mentality of society .

Keywords: geoecology; science; sustainable development; society; education; surrounding environment.

 

For citation: Belgibayev М. Е., Evseyev А. V., Kaverin A. V., Masserov D. A. Teoreticheskiye aspekty realizacii poznavatelnoy i noosferno-mirovozzrencheskoy funkcii geoekologii [Theoretical aspects of implementation of cognitive and noospheric world outlook functions of geoecology]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 77−84. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.077

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.