УДК 378.4-057.87                                                 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.031

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Окунев Денис Викторович
(проректор по экономике, доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск,ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Майкова Светлана Эдуардовна
(доцент кафедры маркетинга ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Масленникова Людмила Васильевна
(профессор кафедры общенаучных дисциплин Рузаевского института машиностроения (филиала) ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д. 93), доктор педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье изложены особенности национальных исследовательских университетов, которые обеспечивают эффективную интеграцию образовательной и научной деятельности. Основными результатами такой интеграции является формирование уникальных научных, научно-практических компетенций бакалавров, магистров, слушателей, а также сотрудников вуза. Для эффективного решения такой задачи исследовательским университетам необходима интеграция трех взаимосвязанных наборов факторов: концентрация опыта, знаний, талантов; значительные финансовые ресурсы, позволяющие проводить передовые исследования и эффективно реализовывать образовательную функцию; эффективная система управления, обеспечивающая реализацию научного, инновационного и творческого потенциала сотрудников вуза. Сформированные компетенции позволят проводить фундаментальные и прикладные научные исследования мирового уровня, осуществлять генерацию новых знаний, их трансфер в технологии и конкурентоспособные наукоемкие продукты, расширять спектр образовательных услуг, разрабатывать и внедрять новые образовательные стандарты и про- граммы, обеспечивать эффективную интеграцию в мировое образовательное и научное пространство. Разработана модель формирования научной компетентности студентов исследовательских университетов, основанная на интеграции теоретических и эмпирических исследований и базирующаяся на принципах междисциплинарности, системности, систематичности, последовательности и методах структурно-функционального, системного, категориального анализов, а также методах индукции и дедукции, классификации и индивидуализации. Ключевым аспектом данной модели является уникальная среда формирования научной компетентности студентов, поддерживаемая передовым оснащением материально-технической базы научных исследований (научно-исследовательские лаборатории, технопарки, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия,цифровая образовательная среда, система академической мобильности), возможностью создания национальным исследовательским университетом собственных образовательных стандартов,в которые максимально полно интегрированы результаты научно-исследовательской деятельности в образовательный процесс. Реализация предложенной модели обеспечит формирование новых (в качественном отношении) компетенций выпускников и будет способствовать повышению их конкурентоспособности в глобальном образовательном пространстве.

Ключевые слова: научная компетентность; исследовательский университет; уникальные компетен- ции; теоретические исследования; эмпирические исследования; принцип интеграции; системный анализ; среда формирования научной компетентности студентов

 

Для цитирования: Окунев, Д. В. Формирование научной компетентности у студентов национальных исследовательских университетов / Д. В. Окунев, С. Э. Майкова, Л. В. Масленникова // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. - С. 31-38. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.031

 

DEVELOPING SCIENTIFIC COMPETENCY AMONG STUDENTS OF NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES

Okunev Denis Viktorovich
(vice-Rector for Financial management, research assistant professor, Chair of economic theory, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Economy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Maykova Svetlana Eduardovna
(research assistant professor, Chair of marketing, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Economy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Maslennikovа Lyudmila Vasilyevnа
(professor, Chair of general scientific disciplines, Ruzaevka affiliate of Ogarev Mordovia State University, Institute of Mechanical Engineering (93, Lenin Str., Ruzaevka, Russia), Dr. Sci. (Pedagogy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The article describes distinctive features of national research universities that provide effective integration of educational and scientific activities. The main results of the integration are formation of unique academic, theoretical and practical competencies of bachelors, master degree students, undergraduate students and university staff. A solution to the problem requires integration of three interrelated groups of factors: concentration of experience, knowledge, talents; significant financial resources allowing to conduct cutting-edge research and implement educational function effectively; effective management system that unlocks scientific, innovative and creative potential of university staff. The formed competence enables to conduct fundamental and applied research up to world standards, generate new knowledge and its transformation into technology and competitive knowledge-intensive products. It makes it possible to expand a range of educational services, develop and implement new educational standards and programmes, integrate into the world educational and scientific field.The authors develop a scientific competence model for students of research universities based on integration of theoretical and experimental research, principles of interdisciplinary, systemacity, sequence. The model is also based on methods of system and categorical analysis as well as methods of induction and deduction, classification and individualisation. A key aspect of the model is unique environment that allows to develop scientific competence of students It is supported by advanced equipment of material and technical base of scientific research (scientific laboratories, industrial parks, business incubators, small innovative enterprises, digital educational milieu, a system of academic mobility), opportunities for a national research university to establish its own educational standards based on integrating results of research activities in educational process. Implementing the model allows to generate new qualitative competencies of graduates and favour their comp etitive recovery in the global educational field.

Keywords: scientific competency; research university; unique competence; theoretical research; empirical studies; principle of integration; system analysis; environment of academic competence of students.

 

For citation: Okunev D. V., Maykova S. E., Maslennikova L. V. Formirovanie nauchnoj kompetentnosti u studentov nacional’no-issledovatel’skih universitetov [Developing scientific competency among students of national research universities]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 31-38. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.031

 

Скачать статью в pdf (To download article).