УДК 37.01:378                                                 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.016

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Ефимов Павел Павлович
(доцент кафедры прикладной информатики и математики ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» (Россия, г. Москва, Рощинский 4-й проезд, д. 9а), кандидат педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Ефимова Ирина Олеговна
(младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (Россия, г. Москва, Китайгородский пр-д, д. 9), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Проводится анализ сущности и содержания понятия «педагогические условия». На основании проведенного анализа определены педагогические условия формирования инновационной образовательной среды высшего учебного заведения: обеспечение процесса постоянного роста сложности инновационной образовательной среды и учет личной заинтересованности сотрудников в необходимости заниматься инновационной деятельностью. В целях мониторинга реализуемости педагогического условия «обеспечение процесса постоянного роста сложности инновационной образовательной среды» предлагается осуществлять оценку показателя препятствия на пути повышения сложности системы. Оценка данного показателя позволяет выделить людей из числа уверенных в успешном выполнении поставленной задачи сотрудников. Соответственно предоставление им больших возможностей для продуктивной работы и профессионального роста позволяет обеспечить выполнение первого педагогического условия. В целях мониторинга реализуемости педагогического условия «учет личной заинтересованности сотрудников в необходимости заниматься инновационной деятельностью» предлагается провести оценку показателя «возможность и желание работать в новых условиях» с помощью вычисления индекса социометрического статуса. Положительное значение индекса социального статуса позволяет говорить о высокой оценке деятельности соответствующего сотрудника, а также об авторитетности того или иного члена в коллективе. В этой связи предоставление сотрудникам с высоким рейтингом индекса социального статуса больших возможностей для продуктивной работы и профессионального роста позволит обеспечить выполнение второго педагогического условия. Перечисленные в статье педагогические условия являются необходимыми предпосылками, которые позволяют обеспечить успешность инновационного процесса за счет эффективного использования возможностей образовательной среды высшего учебного заведения.

Ключевые слова: инновации; инновационный процесс; мониторинг; образовательная среда; педагогические условия; трансдисциплинарность

 

Для цитирования: Ефимов, П. П. Педагогические условия формирования инновационной образовательной среды высшего учебного заведения / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. - С. 16-21. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.016

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Efimov Pavel Pavlovich
(research assistant professor, Chair of applied computer science and mathematics, Moscow University of Psychology and Social Studies (9a, 4th Rosnchinsky proyezd, Mosсow, Russia), Ph.D. (Pedagogy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Efimova Irina Olegovna
(junior researcher, Research Laboratory, Peter the Great Military Academy of Strategic Rocket Forces (9, 4th Kitaigorodsky proyezd, Mosсow, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The paper presents the results of the analysis of the nature and content of the concept “pedagogical conditions”. Based on the above analysis pedagogical conditions for shaping an innovative educational environment at a higher educational institution are defined as those ensuring a process of continuous growth of complexity of innovative educational environment and accounting for the personal interest of employees to embrace the necessity for innovating activities. In order to monitor the feasibility of a pedagogical condition "to ensure a process of continuous growth in the complexity of the innovative educational environment" it is proposed to assess the indicator obstacles to the increasing complexity of the system. Evaluation of the indicator allows to select the staff, who are confident in a successful fulfillment of the task. Accordingly, providing them with greater opportunities for efficient work and professional growth allows for the implementation of the first pedagogical conditions. In order to monitor the feasibility of a pedagogical condition "accounting for the personal interest of employees to embrace the necessity for innovative activities" it is proposed to assess the indicator "the possibility and desire to work in a new environment" by calculating "the index of sociometric status". A positive value of the index of social status suggests a high evaluation of the staff member, as well as the credibility of a member of the team. In this regard, providing employees with high index of social status of great opportunities for productive work and professional growth will ensure the implementation of the second pedagogical conditions. Listed pedagogical conditions are prerequisites that facilitate the success of the innovation process through effective use of the educational environment of higher education.

Keywords: innovation; innovation process; monitoring; educational environment; pedagogical conditions; transdisciplinarity.

 

For citation: Efimov P. P., Efimova I. O. Pedagogicheskie uslovija formirovanija innovacionnoj obrazovatel’noj sredy vysshego uchebnogo zavedenija [Pedagogical conditions for forming innovative educational environment at a higher educational institution]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 16-21. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.016

 

Скачать статью в pdf (To download article).