PDFСкачать статью в pdf.

Отзыв из печати статьи Князевой Т. Н. Критериально-ориентированная психодиагностика в образовательном процессе: барьеры и возможности // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1. С. 44–52. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.044

Статья, опубликованная в научном журнале «Интеграция образования» (2015. Т. 19. № 1. С. 44–52) под названием «Критериально-ориентированная психодиагностика в образовательном процессе: барьеры и возможности», автором которой является Князева Татьяна Николаевна (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), отзывается из печати редактором с согласия издателя.

Изъятие (ретракция) публикации обусловлено выявлением значительной части масштабных заимствований из источника: Князева Т. Н. Критериально-ориентированная диагностика сложных психических свойств у школьников // Евразийский союз ученых. 2014. № 5-4 (5). С. 97–100.

ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по публикационной этике журнала «Интеграция образования Integration of Education» от «10» марта 2017 г.

 

УДК 159.9.07:371

DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.044

 

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Князева Татьяна Николаевна
заведующий кафедрой классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1), доктор психологических наук, профессор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Цель статьи – показать необходимость разработки и потенциал использования комплексных критериально-ориентированных психологических технологий для процесса образования, а также возможности и трудности их применения в образовательном процессе для оценки различных показателей психического развития современных школьников. Критериально-ориентированный подход к построению психологических тестов имеет более широкие возможности, чем измерение только достигнутых человеком навыков. Отечественная научная школа доказала возможность построения критериально-ориентированных тестов (КОрТ) для изучения сложных психических явлений: интеллекта, способностей, обучаемости. На основе данного подхода автором разработана специальная методика диагностики психологической готовности детей к обучению в основной школе, позволяющая получить систематизированный комплекс данных о психическом развитии учащихся в преддверии их перехода на новую образовательную ступень. Разработанная и апробированная технология предназначена для использования в практике работы психологов образования для проведения комплексной диагностики психологической готовности и ее компонентов. Результаты применения методики показали, что КОрТ такого типа позволяет собрать массив данных о характере психического развития школьников, получить сведения об индивидуальных особенностях их умственного и социально-личностного развития, а также установить специфику усвоения различного предметного материала. Автором анализируются возможные трудности применения данной технологии и диапазон возможностей, которые открывает критериально-ориентированный подход и, в частности, представленная технология для работы психолога в системе школьного образования Позитивно оценивается возможность получения данных не только об умственном развитии учащихся, но и специфике их мотивационных ожиданий и навыков социального взаимодействия.

Ключевые слова: психодиагностика; критериально-ориентированные тесты (КОрТ); социально-психологический норматив; психологическая готовность к обучению в основной школе; структурные компоненты психологической готовности

 

Для цитирования: Князева, Т. Н. Критериально-ориентированная психодиагностика в образовательном процессе: барьеры и возможности / Т. Н. Князева // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 44–52. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.044