УДК 371.214.1                                                 DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.058

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ

В. И. Ивлев.
( Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия )

П. Б. Силаев, С. В. Сырцова.
( МОУ «Лицей № 43», г. Саранск, Россия )

 

Рассмотрены некоторые подходы к разработке образовательной программы для лицея естественно-технического профиля, согласованные с требованиями федеральных государственных стандартов. Разделены цели общего образования и образовательной программы. Конкретизируются основные задачи педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения как участников образовательного процесса. В качестве основного принципа образовательной деятельности определено обеспечение максимального образовательного эффекта при минимальных затратах времени и усилий педагогов и учащихся. Подробно рассмотрена система продуктивной интеллектуальной деятельности учащихся, состоящая из двух частей (обязательной и индивидуальной), и содержащая две обязательные (гуманитарную и естественно-техническую) и индивидуальную линии. Формируется трехступенчатая система: в начальной школе идет подготовка к исследовательской и проектной деятельности главным образом через наблюдение и сбор информации, в основной школе ученики знакомятся с ключевыми ее формами и практикой ее выполнения, в старшей школе они получают навыки этой деятельности. При разработке использован опыт образовательной деятельности МОУ «Лицей № 43 (естественно-технический)» г. Саранска.

Ключевые слова: образование; задачи образования; образовательная программа; образовательный стандарт; образовательный процесс; продуктивная интеллектуальная деятельность.

Об авторе: Ивлев Виктор Иванович, директор центра по работе с инновационными образовательными учреждениями ФГБУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доцент, кандидат физико-математических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Силаев Петр Борисович, директор МОУ «Лицей № 43» (Россия, г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 101 а), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сырцова Светлана Викторовна, заместитель директора МОУ «Лицей № 43» (Россия, г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 101 а), кандидат педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

DESINGING FUNDAMENTALS OF EDUCATIONAL PROGRAMME AT A NATURAL SCIENCE TECHNICAL HIGH SCHOOL

V. I. Ivlev
( Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia )

P. B. Silaev, S. V. Syrtsova
( Lyceum 43, Saransk, Russia )

 

The paper examines some approaches to the development of educational programmes for natural-technical profile high school, consistent with the requirements of the federal government standards. Differentiated are goals of general education and the educational programme. Narrowed are the main tasks of the teaching staff and administration as participants in the educational process. Ensuring maximum educational impact with minimal time and effort of teachers and students is defined as a basic principle of educational activities. Discussed in detail is the system of productive intellectual activity students, consisting of two parts: mandatory and individual, and comprising two mandatory lines (humanitarian and natural-technical) and an individual line. Three stage system is described: a primary school is preparing for the research and design activities, mainly through observation and collection of information; the basic school pupils learn its basic forms and practices of its implementation; in high school they gain the skills this activity. In developing the system the experiences of educational activities at “Lyceum № 43 (natural and technical)” Saransk is used.

Keywords: education; educational software; education tasks; educational standard; productive intellectual activity; educational process.

About the author: Ivlev Viktor Ivanovich, Director, Centre for work with innovative educational institutions, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), research assistant professor, Kandidat nauk degree holder in physics and mathematical sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Silaev Petr Borisovich, Director, Natural Sciences Technical High School N° 43 (101 а, Proletarskaya Str., Saransk, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Syrtsova Svetlana Viktorovna, deputy director, Natural Sciences Technical High School № 43 (101 а, Proletarskaya Str., Saransk, Russia), Kandinat nauk degree holder in pedagogical sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Скачать статью в pdf (To download article).