PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.013.77:159.955-027.561

DOI: 10.15507/1991-9468.103.025.202102.288-303

 

Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании

Серафимович Ирина Владимировна
проректор по организационно-методической деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (150014, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16), доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (150003, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0740-5145, Scopus ID: 57194214393, Researcher ID: I-5263-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шляхтина Наталья Владимировна
руководитель центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (150014, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7655-2288, Researcher ID: AAE-5187-2021, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бобылева Надежда Игоревна
доцент центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (150014, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16), кандидат биологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7648-4636, Scopus ID: 56950969900, Researcher ID: AAE-5375-2021, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Стратегическая задача повышения качества и конкурентоспособности российского образования актуализирует проблему эффективности образовательного менеджмента. Авторский подход к решению этой проблемы предполагает интеграцию когнитивных и личностных ресурсов субъекта деятельности. Исследователями сконцентрировано внимание на профессиональном мышлении как одном из когнитивных ресурсов. Цель данной работы – изучение взаимосвязи профессионального мышления с социально-психологическими особенностями личности.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили данные опроса 65 человек (опытных руководителей и кадрового резерва). Для изучения проблемы применялись следующие методы: опросники Д. А. Амирхана (адаптация М. Яхтомского, С. Сироты), К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной), Э. Шейна и авторский метод анализа проблемных ситуаций (М. М. Кашапов, И. В. Серафимович). Для статистической обработки были использованы методы математической статистики – критерий Манна – Уитни и коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Результаты исследования. Показано, что преобладающим является ситуативно-надситуативный уровень мышления. Установлена взаимосвязь между уровнем профессионального мышления и гибкостью выбора стратегий поведения в конфликте и стрессе. Отмечаются сходство кадрового резерва и руководителей с опытом в стратегиях поведения в конфликте и стресса и различия в мотивах управленческой деятельности. Для опытных менеджеров более характерны направленность на взаимодействие и стремление консолидировать усилия коллектива вместо проявлений автономии и принятия исключительно собственной точки зрения. Новая социально-экономическая реальность и изменения в образовательной среде, происходящие на разных уровнях, предполагают, что менеджер готов решать принципиально иные и абсолютно разноплановые профессиональные задачи, что требует расширения спектра компетенций руководителей и качественно иного уровня осмысления реальности, интеграции собственных психологических структур, где системообразующую роль может выполнять профессиональное мышление.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть использованы как при решении задач Национального проекта «Образование» по профессиональному развитию педагогов на основе научных данных, так и в процессе реализации программ повышения квалификации.

Ключевые слова: профессиональное мышление управленца, проблемная ситуация, ценности копинг-стратегии, социально-психологические особенности, ресурс

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013-00102а по теме «Разработка концепции профессионализации мышления субъекта»).

Благодарности: авторы выражают благодарность ректору ГАУ ДПО ЯО ИРО А. В. Золотаревой и обучавшимся на курсах повышения квалификации менеджерам из образовательных организаций Ярославской области.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Серафимович, И. В. Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании / И. В. Серафимович, Н. В. Шляхтина, Н. И. Бобылева. – DOI 10.15507/1991-9468.103.025.202102.288-303 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 288–303.

Заявленный вклад авторов:
И. В. Серафимович – выстраивание концепции исследования; организация и проведение исследования; статистическая обработка данных; интерпретация и критический анализ; научное руководство.
Н. В. Шляхтина – теоретический анализ зарубежных источников; описание результатов исследования; техническое оформление списка использованных источников; перевод структурных составляющих на английский язык; доработка текста статьи.
Н. И. Бобылева – сбор и обработка первичных материалов; анализ и обобщение полученных данных; подготовка начального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 19.02.2021; одобрена после рецензирования 22.03.2021;
принята к публикации 29.03.2021.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License