PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.013.78:004.9

DOI: 10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-243

 

Социальные ценности студентов в условиях цифровизации образования и СOVID-19

Резер Татьяна Михайловна
профессор кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4793-9918, Scopus ID: 57215964054, Researcher ID: R-1801-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В период пандемии COVID-19 продемонстрировано многообразие цифровых инструментов и технологий, что обусловлено глобальной цифровизацией образования и тотальным переходом на онлайн-обучение. Цель исследования – определить факторы глобальной цифровизации образования и их влияние на трансформацию социальных ценностей у студентов высшей школы в условиях пандемии.
Материалы и методы. С помощью компаративного анализа рассмотрены результаты исследований социальных ценностей у студентов. По методике М. Рокича проведено эмпирическое исследование инструментальных ценностей на предмет их трансформации в условиях полного онлайн-обучения. Метод анкетирования был применен для определения отношения студентов к онлайн-обучению во время пандемии COVID-19 и возможности дальнейшего развития этой формы обучения. В выборке приняли участие 137 студентов Уральского федерального университета.
Результаты исследования. Анализ педагогического опыта в сфере цифровизации образования позволил сформулировать основные факторы глобальной цифровизации образования и выделить положительные и отрицательные аспекты онлайн-обучения. Установлено, что только незначительное количество респондентов не заметили снижения качества обучения и не испытали дискомфорта в получении знаний в форме онлайн-обучения. По мнению студентов, трансформации подлежат такие инструментальные ценности, как исполнительность, самоконтроль, ответственность, честность.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в экологическую систему новых цифровых сервисов, изменяющих жизнь и образовательную деятельность человека, а также трансформирующих его личность и систему ценностей. Поэтому в целях сохранения здоровья и эмоционального интеллекта студентов требуется продолжение междисциплинарного изучения разных аспектов цифровизации образования.

Ключевые слова: COVID-19, студент, трансформация, социальные ценности, цифровизация образования, онлайн-обучение

Финансирование: данная работа поддержана грантом Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, исследование финансируется Комитетом науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Грант № АР08856570).

Благодарности: автор выражает признательность руководству Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина за поддержку исследования, рецензентам, чьи комментарии помогли улучшить структуру и содержание статьи.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Резер, Т. М. Социальные ценности студентов в условиях цифровизации образования и COVID-19 / Т. М. Резер. – DOI 10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-243 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 226–243.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 10.03.2021; одобрена после рецензирования 14.04.2021;
принята к публикации 19.04.2021.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License