PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378.4:316.6-057.875

DOI: 10.15507/1991-9468.100.024.202003.412-432

 

Развитие социальных способностей студентов педагогического университета

Мазилов Владимир Александрович
заведующий кафедрой общей и социальной психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, Scopus ID: 13004734300, Researcher ID: F-9746-2013, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Слепко Юрий Николаевич
декан педагогического факультета ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1990-6825, Scopus ID: 56111886000, Researcher ID: AAF-8745-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Важное место в процессе профессионального педагогического образования занимает развитие социальных способностей будущих педагогов. Актуальность статьи обусловлена значительным влиянием социальных способностей субъекта на эффективность педагогической деятельности. Цель статьи – установление динамических и содержательных особенностей развития социальных способностей студентов под влиянием процесса профессионального обучения в вузе и мотивации учебной деятельности.
Материалы и методы. Для исследования проблемы было проведено тестирование студентов педагогического университета, обучающихся по профилю «Начальное образование». Общий объем выборки составил 104 человека. В качестве методов диагностики применялись методики изучения свойств внимания «Красно-черная таблица», «Перепутанные линии»; для изучения социальных способностей использовался «Тест социального интеллекта» Дж. Гилфорда, М. Салливена; для анализа мотивации учебной деятельности – методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной, методика диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана, В. А. Якунина. Обработка результатов эмпирического исследования производилась с использованием методов первичной описательной статистики, непараметрического критерия сравнения Mann-Whitney U test, коэффициента ранговой корреляции r-Spearman’s, регрессионного анализа; с целью определения особенностей психологической структуры социальных способностей – методы структурного анализа.
Результаты исследования. Полученные в исследовании результаты расширили представления о психологических факторах развития социальных способностей студентов – будущих педагогов в процессе профессионального педагогического образования. Также были выявлены основные тенденции в формировании способностей индивида в процессе профессионального образования, их роли в развитии социальных способностей студентов, установлена специфика связи мотивации учебной деятельности и социального интеллекта, определено значение педагогической практики в развитии социальных способностей студентов. Процесс развития социальных способностей в ходе обучения в вузе можно разделить на два этапа. В течение первого этапа осуществляется перестройка сформированной на этапе школьного образования психологической системы социальных способностей. На втором этапе происходит гармонизация мотивационной сферы учебной деятельности, приводящая к качественному росту социального интеллекта и усовершенствованию психологической структуры социальных способностей.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи будут полезны преподавателям средних и высших педагогических образовательных учреждений, сотрудникам психологических служб в целях повышения эффективности формирования педагогических способностей студентов, сопровождения процессов адаптации студентов к обучению в вузе, преодоления деструктивных тенденций учебно-профессионального развития.

Ключевые слова: теория способностей, социальные способности, развитие, мотивация, профессия педагога

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00157).

Для цитирования: Мазилов, В. А. Развитие социальных способностей студентов педагогического университета / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко. – DOI 10.15507/1991-9468.100.024.202003.412-432 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 3. – С. 412–432.

Заявленный вклад авторов:
Мазилов Владимир Александрович – разработка концепции статьи; описание актуальности и проблемы исследования; критический анализ рукописи и ее доработка.
Слепко Юрий Николаевич – разработка и описание методической базы исследования; описание и интерпретация результатов исследования; подготовка и описание выводов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 19.05.2020; принята к публикации 22.07.2020;
опубликована онлайн 30.09.2020.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License