PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37:316.628-057.87

DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.050-061

 

Факторы, способствующие повышению мотивации студентoв технологических программ для посещения теоретических лекций

Дрессигер Гражина
преподаватель факультета творческих технологий Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса (LT-10223, Литва, г. Вильнюс, ул. Саулетекио, д. 11), кандидат гуманитарных наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7549-6149, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Соната Вдовинскиене
преподаватель факультета фундаментальных наук Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса (LT-10223, Литва, г. Вильнюс, ул. Саулетекио, д. 11), кандидат физических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4077-863X, Scopus ID: 14061389300, Researcher ID: AAA-9765-2020, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В настоящее время в образовательном процессе используются много современных технологий, открывающих доступ к новейшим научным источникам и позволяющих учиться дистанционно. В связи с этим в настоящей статье авторы анализируют факторы, мотивирующие студентов к посещению теоретических лекций.
Материалы и методы. В 2018–2019 учебном году в Вильнюсском техническом университете им. Гедиминаса было проведено cтандартизированное открытое интервью, в ходе которого были проанализированы мнения студентов технологических программ о мотивации учиться. В интервью приняли участие 110 студентов. В статье представлены результаты ответов на следующий вопрос: каким образом преподаватель может/должен мотивировать студентов к посещению теоретических лекций? Анализ ответов на этот вопрос выявил в общей сложности 243 высказывания, которые были разделены на три категории, а те, в свою очередь, на подкатегории.
Результаты исследования. Студенты связывают факторы мотивации с дидактической, коммуникативной и личностной компетенциями преподавателя. По мнению студентов, дидактическая компетенция преподавателя подразумевает умение наглядно связывать теоретический материал с практикой и доступно его излагать, планировать и организовывать лекцию, при проведении лекционных занятий применять различные интерактивные методы, а также поощрять студентов дополнительными накопительными баллами. Коммуникативная компетенция подразумевает умение активно и неформально общаться, а личностная – доброжелательное отношение к студенту и поддержание обратной связи с обучающимися. Выделенные компетенции преподавателя различаются по своей значимости. Важную роль при мотивации студентов играет дидактическая компетенция преподавателя. Преподаватели, стремящиеся своими лекциями заинтересовать студентов, должны критически оценить, связывают ли они теоретический материал с практикой, достаточно ли визуализируют его, а также насколько последовательно и структурированно излагают материал.
Обсуждение и заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения мотивации студентов, a также преподавателям теоретических дисциплин в области технических наук.

Ключевые слова: технологические науки, мотивация студентов, пропуск лекций без уважительной причины, теоретическая лекция, компетенции преподавателей

Для цитирования: Дрессигер, Г. Факторы, способствующие повышению мотивации студентoв технологических программ для посещения теоретических лекций / Г. Дрессигер, С. Вдовинскиене. – DOI 10.15507/1991-9468.098.024.202001.050-061 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 1. – С. 50–61.

Заявленный вклад авторов:
Гражина Дрессигер – концепция исследования; научное руководство; развитие методологии; анализ данных; составление рукописи; критическая ревизия.
Соната Вдовинскиене – концепция исследования; развитие методологии; проведение эмпирического исследования; сбор и анализ данных; визуализация данных в тексте; составление рукописи; критическая ревизия.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 28.06.2019; принята к публикации 30.10.2019;
опубликована онлайн 31.03.2020.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.