PDF Скачать статью в pdf.

УДК 37.015.3

DOI: 10.15507/1991-9468.096.023.201903.458-474

 

Исследование педагогического контекста диагностической компетенции учителя-дефектолога

Шилова Елена Анатольевна
заведующий кафедрой логопедии ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» (141014, Россия, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4579-5631, Researcher ID: Q-9652-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Закрепина Алла Васильевна
главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5757-2371, Researcher ID: J-2047-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Cтребелева Елена Антоновна
главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7291-3146, Researcher ID: S-1426-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Теоретическое и практическое содержание диагностической компетенции напрямую влияет на качество подготовки выпускника, определяя его профессиональную ценность и способность работать в вариативных образовательных и реабилитационных условиях. Актуальность проблемы исследования обусловлена поиском и разработкой стандартизированных подходов к подготовке специалистов высшей школы и необходимостью обновления содержания теоретико-практических знаний в сфере диагностической компетенции, исходя из понимания современных требований к данному виду деятельности. Целью исследования является изучение диагностической компетенции у студентов, учителей-дефектологов и описание содержания педагогического контекста в аспекте знаний, умений и навыка овладения.
Материалы и методы. Исследовательскую выборку составили 112 человек двух профессиональных групп: студенты и педагоги-дефектологи. Для изучения проблемы исследования на предмет содержания диагностической компетенции у будущих дефектологов и специалистов были проведены прямое и перекрестное анкетирования, беседа (с использованием шкалы самооценки). Для упорядочивания данных о качестве содержания диагностической компетенции применялись ранжирование результатов анкетирования по выделенным индексам, графическая обработка информации. Для статистической обработки данных применялся кластерный анализ по типу k-means Statistica 10.0. Данные анкет обрабатывались с помощью программы Microsoft Office Excel (Excel).
Результаты исследования. Получено эмпирическое подтверждение гипотезы о том, что определение уровня сформированности диагностической компетенции в рамках педагогического контекста позволит выяснить «проблемные» зоны в знаниях, умениях и навыках, используемых педагогами в диагностической процедуре. Выделено три кластера респондентов с разным уровнем сформированности диагностической компетенции. По всем кластерам выявлены трудности представлений о методологических позициях диагностической процедуры, недостаточность знаний по диагностике развития в границах педагогического поля, отсутствие четкой дифференциации при выборе базовых алгоритмов диагностических действий. Преобладание кластера с диагностической компетенцией на этапе формирования свидетельствует о необходимости актуализации программы диагностической компетенции.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть использованы при разработке содержания программы диагностической компетенции на всех уровнях ее формирования, что с практической точки зрения будет полезным для совершенствования образовательной программы вуза, повышения качества диагностической процедуры. Ценность исследования заключается в анализе содержательного контекста диагностической компетенции, системное наполнение которого отражает современные запросы государства и общества к этому виду деятельности и определяет вектор дальнейшего исследования – разработку содержания программы компетенции, исходя из понимания современных требований практики к диагностическому виду деятельности.

Ключевые слова: учитель-дефектолог, логопед, диагностическая компетенция, диагностика, высшая школа

Благодарности: авторы выражают признательность рецензентам, проводившим слепое анонимное рецензирование данной научно-исследовательской работы.

Для цитирования: Шилова Е. А., Закрепина А. В., Стребелева Е. А. Исследование педагогического контекста диагностической компетенции учителя-дефектолога // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 3. С. 458–474. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.458-474

Заявленный вклад авторов:
Шилова Елена Анатольевна – инициатива научного исследования; теоретический анализ литературы по проблеме исследования; разработка анкет для экспериментального исследования; статистическая обработка результатов исследования; интерпретация данных; подготовка текста статьи.
Закрепина Алла Васильевна – научное руководство; теоретический анализ литературы по проблеме исследования; разработка анкет для экспериментального исследования; интерпретация данных; проведение критического анализа; подготовка текста статьи.
Стребелева Елена Антоновна – структурирование методической части статьи; предложены принципы обработки экспериментальных данных эмпирического исследования; участие в обработке результатов исследования; разработка анкет для специалистов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 10.12.2018; принята к публикации 18.02.2019;
опубликована онлайн 30.09.2019.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.