УДК 378-057.875
DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.303-321
Парадоксы неформального образования студенческой молодежи
Ефимова Галина Зиновьевна
доцент кафедры общей и экономической социологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4826-2259, Scopus ID: 57195971011, Researcher ID: N-8362-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Зюбан Евгений Викторович
доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8310-6721, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кичерова Марина Николаевна
доцент кафедры общей и экономической социологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5829-7570, Researcher ID: Q-3629-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Муслимова Екатерина Олеговна
ассистент кафедры новой истории и мировой политики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3866-450X, Researcher ID: O-4133-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что система формального образования утрачивает способность оперативно реагировать на социально-культурные и технологические изменения в обществе. Цель статьи – описание изучения международного и отечественного опыта неформального образования, выявление практик неформального обучения студенческой молодежи, определение перспектив и парадоксов неформального образования.
Материал и методы. Процесс неформального образования исследован на макросоциальном, мезосоциальном и микросоциальном уровнях. Методология авторского исследования включала два этапа. Первая часть проходила в формате теоретического исследования. Второй этап включал полевое исследование на основе комбинированной методики, сочетания количественных и качественных методов. Методы полевого исследования: фокус-группы (N = 126) и анкетный опрос (N = 894).
Результаты исследования. На примере зарубежных стран рассмотрены институциональные возможности, инструменты регулирования и механизмы признания неформального образования. Выявлены тренды распространения неформального образования студенческой молодежи в России, парадоксы, явные и латентные функции. Эмпирическое исследование показало, что абсолютное большинство студентов российских вузов не вовлечены в неформальные образовательные практики. Основным результатом неформального образования является получение в краткие сроки актуальных знаний и компетенций для повседневной жизни и профессиональной деятельности. Лишь треть трудоустроенных респондентов признают, что неформальное образование положительно отразилось на их трудоустройстве.
Обсуждение и заключение. Исследование позволяет углубить знания о процессах трансформации системы образования, определить возможные стратегии действий для сглаживания разрывов в квалификационном отставании молодых специалистов и преодолении барьеров на рынке труда. Результаты исследования могут использоваться для разработки теоретических концепций, проведения сравнительного анализа, а также в практической деятельности образовательных организаций. Перспектива дальнейшего изучения – выявление мнения работодателей относительно готовности признания квалификаций, сформированных в неформальном обучении.
Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, высшее образование, студент, образовательная система, молодежь, трудоустройство, работодатель
Финансирование: статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ «Неформальное образование как фактор развития человеческого капитала» (договор 19-011-00701).
Благодарности: авторы выражают благодарность студентам российских университетов за участие в социологическом исследовании, а также рецензентам журнала «Интеграция образования».
Для цитирования: Парадоксы неформального образования студенческой молодежи / Г. З. Ефимова [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 303–321. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.303-321
Заявленный вклад авторов: Гуляева Ефимова Галина Зиновьевна – разработка концепции и программы социологического исследования; проведение фокус-групп; обработка статистических данных в программе SPSS; проведение критического анализа и формулирование выводов; визуализация данных в тексте.
Зюбан Евгений Викторович – разработка концепции и программы социологического исследования; проведение фокус-групп; сбор статистических данных; подготовка текста; проведение критического анализа и формулирование выводов.
Кичерова Марина Николаевна – научное руководство; разработка концепции и программы социологического исследования; проведение фокус-групп; обработка статистических данных; проведение критического анализа и формулирование выводов.
Муслимова Екатерина Олеговна – разработка концепции; поиск и анализ аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; подготовка текста статьи.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант статьи.
Поступила 26.11.2018; принята к публикации 28.12.2018;
опубликована онлайн 28.06.2019.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.