PDF Скачать статью в pdf.

УДК 070:17-027.561

DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.247-264

 

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной ответственности у журналиста-международника в нераспространении «фейковых новостей»

 

Романенко Надежда Михайловна
профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений МИД России» (119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8706-6912, Researcher ID: F-2458-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что на фоне кризиса средств массовой информации и заниженной ответственности у журналистов отсутствуют исследования, предлагающие эффективные условия повышения личностного потенциала. Цель статьи – представить результаты исследования, осуществленного на факультете «Международная журналистика» Московского государственного института международных отношений, демонстрирующего действенное технологическое обеспечение искомого процесса.
Материал и методы. Эмпирической базой исследования явились результаты многолетнего наблюдения и результаты анкетирования студентов II–IV курсов факультета «Международная журналистика», результаты повторного анализа и содержательной интерпретации итоговых результатов повышения качества подготовки журналистов-международников.
Результаты исследования. Исследование предлагает эффективные условия повышения качества журналистского образования. В результате проведенного исследования были определены структурные компоненты концепта «профессиональная ответственность журналиста-международника», разработана и внедрена экспериментальная программа. Констатирующий этап выявил начальный уровень профессиональной ответственности у студентов экспериментальной и контрольной групп; формирующий – предполагал внедрение авторского элективного курса «Журналист – тебе имя», оптимизирующий – повышение уровня профессиональной ответственности; заключительный этап продемонстрировал эффективность предложенных технологий.
Обсуждение и заключение. Автор предполагает, что созданные условия способны удовлетворить требования государственного заказа, работодателей медиарынка и будущих журналистов в овладении профессиональными компетенциями. Внедрение универсальной модели может быть воспроизведено в вузовской практике, нацеленной на повышение уровня журналистского образования. Результаты исследования представляют практический интерес для управленческого аппарата вузов, руководителей подразделений, осуществляющих постоянный мониторинг качества журналистского образования, а также ученых, занятых проблемами повышения качества образования специалистов средств массовой информации. Перспективные исследования детерминант повышения качества журналистского образования должны сфокусироваться на углублении профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективность деятельности национальной и зарубежной медиасферы.

Ключевые слова: модель, журналист-международник, профессиональная ответственность, гражданская позиция, нравственная установка, упорство, принципиальность

Благодарности: автор выражает благодарность рецензентам, осуществившим анализ и конструктивную критику представленной статьи, а также декану факультета «Международная журналистика» Московского государственного института международных отношений Я. Л. Скворцову за поддержку в организации исследования.

Для цитирования: Романенко Н. М. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной ответственности у журналиста-международника в нераспространении «фейковых новостей» // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 247–264. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.247-264

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 31.10.2018; принята к публикации 14.01.2019;
опубликована онлайн 28.06.2019. 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.