УДК 371.134:378
DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650
Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации
Бедный Борис Ильич
директор Института аспирантуры и докторантуры ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23), доктор физико-математических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8744-6042, ResearcherID: F-1467-2017, Scopus Author ID: 6603030833, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кузенков Олег Анатольевич
заместитель директора Института информационных технологий, математики и механики ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23), кандидат физико-математических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9407-0517, ResearcherID: G-9720-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: целью статьи является анализ новой модели подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе интеграции образовательных программ академической магистратуры и аспирантуры. Новая модель исследовательского образования основана на преемственности аспирантских программ с программами магистратуры академической направленности. Она позволяет реализовать процесс последовательного формирования исследовательских и преподавательских компетенций в рамках единой образовательной траектории, нацеленной на защиту кандидатской диссертации. Интегрированные программы призваны обеспечить на содержательном и организационном уровне подготовку студентов к профессиональной карьере в академической сфере.
Материалы и методы: методологической основой создания модели является компетентностный подход. Методы создания интегрированных образовательных программ «Академическая магистратура – аспирантура» состоят в согласовании систем компетенций второго и третьего уровней высшего образования, а также в применении модульного подхода при проектировании учебных планов, что обеспечивает оптимизацию содержания подготовки профессиональных исследователей и преподавателей высшей школы.
Результаты исследования: разработан новый подход к организации целевой подготовки научно-педагогических работников, предусматривающий единство и непрерывность исследовательской и образовательной подготовки на втором и третьем уровнях высшего образования, создание оптимальных индивидуальных образовательных траекторий, завершающихся защитой кандидатской диссертации. Сформирована модель интегрированных программ «Академическая магистратура – аспирантура», которая поясняется на примере подготовки специалистов в области математического моделирования.
Обсуждение и заключения: предложенная в работе модель обучения на втором и третьем уровнях высшего образования позволяет оптимальным образом выстроить академические программы, ориентированные на подготовку научных работников и вузовских преподавателей. Результаты работы представляют интерес для исследователей высшего образования, научно-педагогических и административных работников высших учебных заведений, занимающихся вопросами подготовки и аттестации специалистов высшей научной квалификации.
Ключевые слова: академическая магистратура, аспирантура, подготовка кадров высшей квалификации, интегрированная программа, компетенция, учебный план, учебный график
Благодарности: работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки России (госзадание, проект № 27.4318.2017/НМ от 13 февраля 2017 г.).
Для цитирования: Бедный Б. И., Кузенков О. А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 637–650. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650
Заявленный вклад авторов: Бедный Борис Ильич – постановка общей проблемы исследования; формулировка целей и задач исследования; анализ литературных данных; обсуждение результатов работы. Кузенков Олег Анатольевич – методика проведения работы; создание учебного плана интегрированной программы; подготовка первоначальной версии текста статьи.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.