УДК 37.012
DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.535-545
Методы выявления незавершенных актуальных фрагментов педагогического знания
Коржуев Андрей Вячеславович
профессор кафедры медицинской и биологической физики ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации» (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7454-038X , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Cоколова Александра Сергеевна
заведующий кафедрой педагогической антропологии ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» (119034, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2663-5421, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: процесс «движения» педагогической науки в направлении «гносеологического идеала» предполагает необходимость систематизации полученных различными исследователями теоретических и практических результатов и, в частности, определения тех актуальных фрагментов, разработка которых на сегодня логически и содержательно не завершена. Целью статьи является поиск и тезисное представление «механизмов» выявления начинающими и опытными авторами педагогических исследований фрагментов знания, требующих дополнения, конкретизации и содержательной доработки.
Материалы и методы: методологической составляющей статьи послужили анализ содержания и логики отечественных и зарубежных философских и педагогических исследований; анализ результатов, проявляющихся в практике образования; анализ особенностей проявления основных методологических принципов в конкретных исследованиях, в частности, тех, которые имеют высокую практическую значимость; эвристический синтез; формулировка гипотезы, ее теоретическое обоснование; обобщение полученных выводов, рефлексия результата исследовательской деятельности.
Результаты исследования: в статье обсуждается проблема белых пятен современной педагогической науки – особое внимание уделяется выявлению исследователями тех пластов педагогического знания, которые содержательно или логически не завершены, а также тому, какую роль играет этот процесс в развитии теории педагогики. Акцент сделан и на принципе симметрии в методологии педагогического исследования. Предложена, обоснована и проиллюстрирована на конкретных примерах трехкомпонентная классификация «механизмов» поиска педагогами-исследователями актуальных для практики фрагментов педагогического знания, требующих содержательного и логического завершения, – она может быть использована в качестве методологического ориентира для авторов, выбирающих тему для актуального педагогического исследования.
Обсуждение и заключения: основной обобщающий вывод заключается в том, что общенаучная закономерность «рост объема знания обусловливает коррелированный рост объема “незнания”» подтверждается анализом развития педагогической науки; процесс выявления неразработанных педагогических фрагментов в принципе «структурируем и классифицируем»; выявлена также неполнота представленной авторами классификации, что может послужить основанием для дальнейших поисков в данном направлении.
Ключевые слова: «знание о незнании», завершенность педагогического исследования, методология педагогики, принцип симметрии, композиция, декомпозиция, самостоятельная работа обучающихся
Для цитирования: Коржуев А. В., Соколова А. С. Методы выявления незавершенных актуальных фрагментов педагогического знания // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 535–545. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.535-545
Заявленный вклад авторов: Коржуев Андрей Вячеславович – научное руководство; формулировка и детализация авторского замысла; критический анализ и доработка текста статьи. Соколова Александра Сергеевна – анализ степени разработки проблемы исследователями-предшественниками; конкретизация авторского замысла.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.