УДК 373.574
DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.230-246
«УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЛИЦЕЙ» КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОПОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Гришина Юлия Викторовна
директор Центра углубленной профильной подготовки учащихся «Университетский лицей» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (302026, Россия, г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 95), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8608-0977, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: приоритетом развития образовательных организаций, ориентированных на решение задач региональных экономик и на обеспечение местного рынка труда квалифицированными специалистами, становится создание условий для наиболее раннего осознания обучающимися своего предназначения и призвания, в том числе определения своей профессионально-образовательной траектории и опережающее освоение элементов будущих профессиональных компетенций. Цель статьи заключается в моделировании интегративного довузовского образовательного пространства на основе синтеза потенциалов формального, неформального и информального образования.
Материалы и методы: в качестве теоретико-методологической стратегии исследования рассматривается интегративный подход, реализация которого во взаимосвязи с системным, личностно-деятельностным, компетентностным, синергетическим подходами обеспечивает объединение различных структур, звеньев, компонентов довузовского образования и его выход на более высокий качественный уровень. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной, методической литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация, моделирование) и эмпирических (изучение и обобщение нормативно-правовых документов, передового педагогического опыта, метод экспертных оценок) методов.
Результаты исследования: представлена разработанная модель довузовского образования «Университетский лицей» как базовое, фундаментальное ядро в структуре непрерывного образования опорного университета, интегрирующая ресурсы и научно-образовательный потенциал общего, профессионального и дополнительного образования региона. Один из путей интеграционного взаимодействия – организация сетевого партнерства, направленная на включение в образовательный процесс различных субъектов непрерывного образования, в том числе представителей профессионального сообщества, что, по мнению автора, обеспечит ее действенность в целях осознанного профессионального самоопределения и саморазвития личности обучающегося.
Обсуждение и заключения: ожидаемым эффектом реализации модели в условиях довузовского образовательного пространства университета выступает привлечение одаренной молодежи, мотивированной для продолжения образования в университете, что будет способствовать становлению вуза как системообразующего компонента непрерывного регионального образования. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения феномена довузовского образования в методологическом, содержательном, процессном и организационном планах, а представленный практический опыт реализации интегративной модели довузовского образования «Университетский лицей» может быть использован при проектировании образовательного пространства, обеспечивающего непрерывность и преемственность образования, в других образовательных организациях.
Ключевые слова: непрерывное образование; довузовское образование; образовательное пространство; интеграция; сетевое взаимодействие
Для цитирования: Гришина Ю. В. «Университетский лицей» как интегративная модель довузовского образования в опорном университете // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 230–246. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.230-246
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.