УДК 378.126-053.81
DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.071-085
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Бохан Татьяна Геннадьевна
заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), доктор психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9628-1470, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Шабаловская Марина Владимировна
доцент кафедры общей и дифференциальной психологии ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (634050, Россия, г. Томск, Московский тракт, д. 2), доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2622-3491, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Малкова Ирина Юрьевна
заведующая кафедрой управления образованием ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2888-1578, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Галажинская Оксана Николаевна
доцент кафедры теории вероятностей и математической статистики ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), кандидат математических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3725-9062, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Радишевская Любовь Вячеславовна
доцент кафедры философии и социологии ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 40), кандидат философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1240-9711, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: молодые ученые, занимающиеся научным творчеством, сталкиваются с внешними и внутренними препятствиями на этапах научно-исследовательского поиска, практической реализации и коммерциализации научных результатов, невозможность совладания с которыми приводит к снижению их мотивационной и творческой активности. В связи с этим актуализируется проблема изучения основных смысловых содержаний трудных ситуаций и стратегий совладания с ними, способствующих процессу саморазвития молодых ученых в научно-исследовательской деятельности.
Материалы и методы: анкета, содержащая открытые вопросы по выявлению основных трудностей и стратегий совладания с ними в процессе научно-исследовательской деятельности; опросник COPE в адаптации Е. И. Рассказовой, Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина; методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Проведена статистическая обработка с помощью методов описательной статистики, анализа частот, факторного анализа (метод вращения Варимакс с нормализацией Кайзера), кластерного анализа (метод «дальнего соседа» и метод Уорда).
Результаты исследования: выявлены восемь основных смысловых категорий в отношении трудностей, переживаемых в процессе выполнения научно-исследовательской работы. Определены основные способы совладания с возникающими трудностями у молодых ученых. Выделены типы респондентов, различающиеся по стратегиям совладания и регуляторно-поведенческим характеристикам.
Обсуждение и заключения: в качестве психологических барьеров, вызывающих нервно-психическое напряжение, выступают трудности самоорганизации во времени для реализации новых смыслов, а также сложности в структурировании научно-исследовательской работы и поиске информации. Наиболее эффективные стратегии совладания с переживаемыми трудностями у респондентов явились стратегии «Активное преодоление», «Поиск позитивного смысла и личностный рост». К неэффективной стратегии совладания с трудностями, затрудняющей процесс саморазвития, относится стратегия «Уход от проблем», характерная для молодых ученых со сниженными регуляторно-поведенческими способностями.
Ключевые слова: совладающее поведение; копинг-стратегии; психологический стресс; саморегуляция; молодой ученый; научно-исследовательская деятельность
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Психологические барьеры в научно-исследовательской деятельности и практической реализации ее результатов у молодых ученых» 15-16-70001.
Для цитирования: Стратегии совладания с трудностями в процессе научно-исследовательской деятельности у молодых ученых / Т. Г. Бохан [и др.] // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 71–85. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.071-085
Заявленный вклад авторов: Бохан Татьяна Геннадьевна – теоретический анализ научных представлений о копинг-стратегиях, обозначение методологической основы исследования, качественный анализ результатов и их интерпретация. Шабаловская Марина Владимировна – теоретический анализ литературы по проблеме иссле¬дования, сбор данных в группе аспирантов, анализ полученных результатов, оформление таблиц с результатами исследования. Малкова Ирина Юрьевна – создание проекта исследовательской модели, критический анализ и доработка текста статьи. Галажинская Оксана Николаевна – оформление электронной базы и систематизация исследовательских данных, статистическая обработка эмпирических данных, оформление результатов исследования в графиках. Радишевская Любовь Вячеславовна – теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных в группе аспирантов, формулировка выводов.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.