УДК 378.14
DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.220-227
МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
Сергеева Светлана Васильевна
заведующая кафедрой педагогики и психологии высшей школы ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» (Россия, г. Пенза, пр. Байдукова / ул. Гагарина, д.1а / 11), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3612-3112, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Воскрекасенко Ольга Александровна
доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Россия, г. Пенза, ул. Лермонтова, д. 37), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5174-729Х, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: ведущей тенденцией развития образования на современном этапе выступает его непрерывность. Благоприятные условия для реализации стратегии непрерывного образования складываются в вузах как многоуровневых образовательных комплексах. С особой актуальностью проблема создания многоуровневого образовательного комплекса возникает перед современным техническим вузом, ориентированным на подготовку будущих инженерных кадров.
Материалы и методы: статья подготовлена на основе анализа современной отечественной и за- рубежной научной литературы по проблеме непрерывного образования. Авторами используются теоретические методы научно-педагогического исследования: системно-структурный анализ, синтез, моделирование, работа с литературой.
Результаты исследования: представлена разработанная авторами модель непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе, реализуемая через совокупность принципов: многоуровневости и непрерывности, интеграции, соответствия и качества, мобильности, опережения, открытости, социального партнерства и обратной связи. В соответствии с целью, задачами и принципами выстраивается содержательный блок модели по учебному и организационно-методическому, научно-исследовательскому, воспитательному, профессионально-педагогическому направлениям, представленным комплексом программ. Программы по заявленным в содержательном блоке модели направлениям реализуются в соответствии с уровнями профессиональной подготовки, осуществляемой техническим вузом как многоуровневым образовательным комплексом. Общим для этих программ является поэтапный характер их реализации на практике. В этой связи предлагаются три этапа: диагностический, созидательно-преобразующий и оценочно-результативный.
Обсуждение и заключения: в качестве ожидаемого результата реализации разработанной модели развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе, по мнению авторов, выступает готовый к эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособный и востребованный на региональном рынке труда выпускник.
Ключевые слова: моделирование; модель; непрерывное образование; технический вуз; многоуровневый образовательный комплекс
Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-1658004).
Для цитирования: Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Модель непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2. С. 220–227. DOI:10.15507/1991-9468.083.020.201602.220-227