PDFСкачать статью в pdf.

УДК 378:37.08

DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.164-175

 

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ДИСКУРСЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: МАГИСТРАЛЬ VERSUS ОБОЧИНА

Маркин Валерий Васильевич
(главный научный сотрудник, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии ФГБУН «Институт социологии РАН» (Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5), доктор социологических наук, профессор, ORCID: http://orcid. org/0000-0002-8851-0472, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

  Воронов Виктор Васильевич
(ведущий научный сотрудник Центра региональной социологии ФГБУН «Институт социологии РАН» (Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5), доктор социологических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1022-3692, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Введение: в условиях пореформенной России в научном сообществе неоднократно поднимались вопросы подготовки кадров высшей квалификации. Одним из главных был вопрос об аспирантуре. Особенно он актуализировался в 2003 г., после присоединения России к Болонскому соглашению.
Материалы и методы: в статье содержательно исследованы аспекты научных, организационно-педагогических факторов, процедур, критериев развития и повышения эффективности института аспирантуры в России, сравнительно с аналогичным – в Европейском союзе (докторантуры) на примере функционирования ее в Латвии.
Результаты исследования: представлены итоги исследования конкретных аспектов отдельных факторов, процедур и критериев развития института аспирантуры в России. На примере европейского опыта становится более понятной по форме инновационная, а по сути, во многом потенциально-разрушительная программа (по отношению к сохранению и развитию школ воспроизводства научно-педагогических кадров высшей квалификации) активно проводимой с 2015 г. реформы института аспирантуры в России.
Обсуждение и заключения: сделаны выводы о направлениях совершенствования подготовки кадров высшей квалификации в России, с учетом европейского опыта в данной сфере. Авторы предлагают вернуться к традиционному целевому функционалу российской аспирантуры – подготовке научно-педагогических и научно-исследовательских кадров высшей квалификации со степенью кандидата наук, с перспективой нострификации этой степени на уровень Ph.D. (по отрасли науки), «разгрузить» образовательные программы аспирантуры прежде всего за счет дисциплин, которые изучались в магистратуре и специалитете. При подготовке к защите диссертации и процедуре ее защиты использовать зарубежный опыт промоции и научной аттестации в духе Болонского процесса с сохранением лучших отечественных традиций и стимулированием воспроизводства ведущих российских научных школ с целью решения крупных фундаментальных и прикладных проблем, достижения мировых приоритетов.

Ключевые слова: аспирантура; докторантура; Болонский процесс; реформа; научно-педагогические кадры; Россия; Европейский союз

 

Для цитирования: Маркин В. В., Воронов В. В. Подготовка кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса: магистраль versus обочина // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2. С. 164–175. DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.164-175

PlumX