УДК 17.011:37.043.2-055.1/.2 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.100
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Спринчан Сергей
(ученый секретарь Института юридических и политических исследований Академии наук Молдовы (Республика Молдова, г. Кишинев, бул. Штефан чел Маре, д. 1), доктор политологии, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Сычев Андрей Анатольевич
(профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор философских наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Экологическая этика – это инновационная дисциплина, в основе изучения которой находятся моральные принципы и ценности, регулирующие отношения человека и природы. В отличие от классических этических учений она включает в круг ответственности человека природу и будущие поколения. Концентрируясь на проблемах защиты окружающей среды, экологическая этика не ограничивается концепциями философии морали и данными экологии. Она рассматривает целый комплекс взаимодействующих факторов, связанных с охраной природы, включая экономические, политические, социальные, культурные вопросы. Проводя свои изыскания на широком междисциплинарном поле, экологическая этика выступает в качестве особого способа интеграции естественных и гуманитарных наук. В статье описывается проблемное поле современной экологической этики: вопросы справедливого распределения рисков, бедности, голода, экономической неустойчивости, климатической справедливости, дискриминации, экологического гражданства, глобализации, биорегионализма, роли коренных народов в защите природы. Авторы выделяют основные этапы становления и развития дисциплины, начиная от подготовительных идей конца XIX в. до современности. На основании анализа документов ООН приводятся нормативные основания экологической этики, по которым возможно достижение международного консенсуса (принципы уважения ко всем формам жизни, биоразнообразия, устойчивости, предосторожности, экологической справедливости, экологической ответственности). Авторы обосновывают положение о том, что внедрение в образовательный процесс специальных курсов для профильных направлений и этико-экологических модулей в рамках социальных, естественно-научных и технических дисциплин является важным условием интеграции различных типов знания, а также важным путем распространения принципов нравственного отношения к природе.
Ключевые слова: этика; нравственность; экология; природа; интеграция; нормы; принципы; экологическое образование.
Для цитирования: Спринчан, С. Экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания / С. Спринчан, А. А. Сычев // Интеграция образования. − 2015. − Т. 19, № 3. − С. 100−107. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.100
ENVIRONMENTAL ETHICS AS A FORM OF INTEGRATION OF NATURAL SCIENCES WITH HUMANITIES
Sprincean Serghei
(Ph.D. (Politology), academic secretary of Institute of Legal and Political Research of Academy of Sciences of Moldova (1, Bd. Ştefan cel Mare or. Chişinău, The Republic of Moldova), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Sychev Andrey Anatoliyevich
(professor, Chair of Philosophy, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Dr.Sci. (Philosophy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Environmental ethics is the innovational discipline focused on the study of moral principles and values which regulate the relationship between humankind and nature. In contrast to classical ethics, it includes the responsibilities of human towards nature and future generations. Concentrating on the issues of environmental protection, environmental ethics is not limited to the concepts of moral philosophy and environmental data. It considers the whole complex of interacting factors related to nature conservation, including economic, political, social, and cultural issues. Conducting its research on a wide interdisciplinary field, environmental ethics emerges as a special way of integrating the sciences and humanities. The article describes the problem field of contemporary environmental ethics: issues of fair risk distribution, poverty, famine, economic instability, climate justice, ecological discrimination and citizenship, globalization, bioregionalism, the role of indigenous peoples in the protection of nature, etc. It also discusses the main stages of formation and development of the discipline, from the preparatory ideas of the late XIX century to the present time conceptions. On basis of the analysis of UN documents the authors identifie normative foundation of environmental ethics. They suppose that today it is possible to reach the international consensus on the principles of respect for all forms of life, biodiversity, sustainability, precaution, ecological justice, and environmental responsibility. The authors conclude that the introduction of special courses and ethical-ecological modules within the social, natural and technical disciplines into the educational process is an important precondition for the integration of different types of knowledge, as well as an important way of promoting the principles of the mor al attitude towards nature.
Keywords: ethics; morality; ecology; nature; integration; standards; principles; environmental education.
For citation: Sprincean S., Sychev A. A. Ekologicheskaya etika kak forma integracii estestvenno-nauchnogo i gumanitarnogo znaniya [Environmental ethics as a form of integration of sciences with humanities]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 100−107. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.100
Скачать статью в pdf (To download article).
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.