УДК 792(470.345)                                                 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.091

 

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОРДОВИИ XX В.: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Догорова Надежда Алксандровна
(доцент кафедры национальной хореографии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат искусствоведения, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Мартинс Амилькар
(профессор школы искусств Университета Аберта (Португалия, г. Лиссабон, ул. Экола Политекника, д. 147), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье рассматриваются вопросы становления профессиональной деятельности первых театральных учебных заведений Мордовии (г. Саранск), осуществлявших подготовку квалицированных артистических кадров из коренного населения в области музыкального, оперного и драматического искусства. Впервые исследуются и обосновываются текстуальные, хронологические и типологические несоответствия, найденные в архивных документах ЦГА РМ (1930 г.). Первые десятилетия ХХ в. – важный исторический этап в становлении и развитии культурно-образовательного пространства Мордовии. Изменилось понимание художественной идеи в культурной модели традиционного общества, достичь которую предполагалось через овладение профессиональными знаниями. Процессы профессионализации в различных сферах культурной жизни общества и искусства носили глубоко неоднозначный характер. Народное (любительское) фольклорное творчество, преобразовываясь с «новыми» задачами государственной политики и образования, постепенно отрывалось от элементов архаического мировоззрения. Художественное образовательное пространство постепенно обретало свою гражданственность и автономию. Особое историческое и культурное значение в ходе развития профессиональной деятельности культурных учреждений в Мордовии имело положение Сектора искусств НКП (народного комиссариата просвещения) РСФСР, в котором обращалось внимание на область преобразования театральных сценических работ и признавалась своевременной постановка вопроса о создании национального театра. Благодаря развернувшейся профессиональной деятельности писателей Среднего Поволжья (с 1929 г.) стали регулярно подниматься задачи развития художественного литературного языка, а это в свою очередь предопределило этапы профессионализации театральных процессов, в которых обозначился положительный вектор плюрализма по различным направлениями видам сценических образовательных и творческих практик (музыка, драма, опера, балет, сценография и др.).

Ключевые слова: историко-культурная ситуация; образовательная среда; музыкально-драматическая студия; музыкально-драматический техникум; реорганизация; типология учебных театральных заведений; профессионализация театральных процессов.

 

Для цитирования: Догорова, Н. А. Театральное образование в Мордовии XX в.: становление и развитие / Н. А. Догорова, A. Мартинс // Интеграция образования. − 2015. − Т. 19, № 3. − С. 91−99. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.091

 

THEATRICAL EDUCATION IN MORDOVIA IN XXth CENTURY: HISTORY AND ORIGINATION

Dogorova Nadezhda Aleksandrovna
(associate professor of National Choreography Chair, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Art Criticism), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Martins Amilcar
(professor of School of Arts of Aberta University (147, Rua da Escola Politecnica, Lisbon, Portugal), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The paper is concerned with questions of evolvement of professional activity of the first theatrical educational institutions of Mordovia (Saransk) which were carrying out preparation of artistic personnel in the field of musical, opera and drama art. For the first time the textual, chronological and typological discrepancies found in archival documents of the Central State Archive (CSA) of the Mordovian Republic (1930) are investigated and described. The first decades of the XX century is an important historical stage in the evolvement and development of cultural and educational space of Mordovia. The understanding of art idea in a cultural model of traditional society changed; now it was supposed to comprehend through mastering professional knowledge. Processes of professionalisation in various spheres of cultural life of society and art had a deeply ambiguous character. National (amateur) folklore creativity, being transformed with “new” problems of a state policy and education, were gradually breaking away from elements of archaic outlook. The artistic educational space were gradually acquiring the civic consciousness and autonomy. The special historical and cultural significance in the process of professional activity of cultural establishments in Mordovia had the provisions of Arts Sector of NCE (national commissariat of education) of RSFSR in which the attention to transformation of theatrical scenic works was paid and the creation of national theater was proclaimed. Owing to the developed professional activity of writers of Central Volga (since 1929) problems of development of the artistic literary language began to rise regularly, and it in its turn predetermined stages of professionalisation of theatrical processes in which the positive vector of pluralism in various directions and types of scenic educational and creative practices was designated (music, the drama, the opera, the ballet, scenography, etc.).

Keywords: historical and cultural situation; educational environment; the musical and drama studio; musical and drama technical school; reorganisation; typology of educational theatrical institutions; professionalization of theatrical processes.

 

For citation: Dogorova N. A., Martins A. Teatralnoe obrazovaniye v Mordovii XX v.: stanovleniye i razvitiye [Theatrical education in Mordovia in XXth century: history and origination]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 91−99. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.091

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.