Статья, опубликованная в научном журнале «Интеграция образования» (2015. Т. 19, № 3. С. 52–58) под названием «Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания», авторами которой являются Курасов Никита Викторович (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), Ледовских Ирина Александровна (sitra@ inbox.ru), Ручкова Наталья Александровна (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), отзывается из печати редактором с согласия издателя. Отзыв публикации (ретракция) обусловлен выявлением дублирующих публикаций под названием «Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания» в журналах «Образование и общество» (2015. Т. 2, № 91. С. 65–68), «Научное мнение» (2015. № 3-2. С. 61–67), «Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки» (2015. № 20 (39). С. 94–100).

УДК 37.014:34.01                                                 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.052

 

ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОДАРЕННОСТИ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Курасов Никита Викторович
(аспирант кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Ледовских Ирина Александровна
(доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), кандидат психологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Ручкова Наталья Александровна
(доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), кандидат психологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье рассматриваются основополагающие исследования явления одаренности в рамках психологической дисциплины отечественных и зарубежных специалистов; демонстрируется не только многообразие ключевых понятий одаренности, но и современные способы ее диагностики; анализируются основные проблемные аспекты соотношения творчества с неврозом (на примере исследований Ч. Ломброзо, Л. Кронбах, Г. Домино и др.), проблема наследственности и среды в развитии одаренности (анализ биологического и средового подходов), а также специфика развития одаренности в младшем и школьном возрасте (проблема неравномерности развития одаренности, «снижения» творческой активности с возрастом, особенности взаимодействия одаренного ученика со средой). Авторами статьи реформируется ряд критических мыслей по отношению к современной гуманитарной парадигме и ее пониманию природы одаренности; обосновываются условность главенствующего в педагогике средового подхода и обусловленные этим подходом ошибки педагогов и психологов в диагностировании одаренности у учеников; высказывается утверждение о несостоятельности психодиагностического материала выявления интеллектуальных и творческих способностей, а сам творческий процесс (по аналогии с классическим определением Л. С. Выготского) рассматривается как процесс создания «объективно нового» материала (т. е. процесс создания того, чего не было до решения творческой задачи в природе). Основная мысль статьи заключается в следующем проблемном утверждении: биологическое понимание способностей человека, в рамках которого одаренность определяется как индивидуальное внутреннее свойство мозга человека, с одной стороны, не противоречит основным задачам современной педагогики, с другой – требует серьезного комплексного подхода к выявлению одаренности, изначально исключающего все современные психологические способы диагностики.

Ключевые слова: одаренность; творчество; интуиция и инсайт; интеллект; креативность

 

Для цитирования: Курасов, Н. В. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания / Н. В. Курасов, И. А. Ледовских, Н. А. Ручкова // Интеграция образования. − 2015. − Т. 19, № 3. − С. 52−58. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.052

 

STUDY OF THE CONCEPT OF GIFTEDNESS AS PART OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

Kurasov Nikita Viktorovich
(post-graduate student, Chair of General Psychology, Penza State University (40, Krasnaya Str., Penza, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Ledovskikh Irina Aleksandrovna
(associate professor, Chair of general psychology, Penza State University (40, Krasnaya Str., Penza, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Ruchkova Natalya Aleksandrovna
(associate professor, Chair of general psychology, Penza State University (40, Krasnaya Str., Penza, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The article is concerned with the study of phenomenon of giftedness within the frame of psychology discipline of native and foreign specialists. This theoretical research presents the diversity of key notions of giftedness together with the modern methods of its diagnosis. This article also deals with the most substantial problem aspects of correlation between creative work and neurosis, inheritance and environment in the giftedness development and its specific characters in junior and school age. The article also discusses the main problematic aspects of the relation of creativity with neurosis (for example, studies of C. Lombroso, L. Cronbach, G. Domino et al.), The problem of heredity and environment in the development of giftedness (analysis of biological and environmental approaches), and the specificity of giftedness and junior school age (the problem of uneven development of giftedness, “reduction” of creative activity with age, particularly gifted student interaction with the environment). Due to the theoretical analysis of all these aspects, the authors have expressed a number of critical thinking in relation to the modern humanitarian paradigm and its understanding of the nature of giftedness − states convention overriding environmental approach in pedagogy and the resulting error approach teachers and psychologists in the diagnosis of giftedness in students, have suggested insolvency psycho-diagnostic material to identify the intellectual and creative abilities, and the creative process (by analogy with the classical definition of Vygotsky) is considered as the process of creating a “new objective” of the material − in other words, the process of creating what was not to creative problem solving in nature. The main idea of the article is the following problem statement: biological understanding of human capabilities, in which giftedness is defined as an individual an intrinsic property of the human brain − on the one hand, does not contradict the main tasks of modern pedagogy, on the other hand − requires serious integrated approach to the identification of giftedness, initially excludes all modern psychological methods of diagnosis.

Keywords: endowments; creative work; intuition and insight; intelligence; creativity.

 

For citation: Kurasov N. V., Ledovskikh I. A., Ruchkova N. A. Izuchenie ponyatiya odarennosti v ramkakh psikhologo-pedagogicheskogo znaniya [Study of the concept of giftedness as part of psychological and pedagogical knowledge]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 52−58. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.052

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.