УДК 37.01:001 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.008
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ СИСТЕМЫ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ
Пушкарева Елена Александровна
(профессор кафедры права и философии ФГБОУ ВПО
«Новосибирский государственный педагогический университет» (Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская,
д. 28), доктор философских наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В настоящей статье исследуются представления об образовании и науке как системах, раскрывается специфика системного методологического подхода как основы изучения интеграции научно- образовательной сферы. Изучение предмета как целостной системы предполагает объяснение того, что составляет его интегральные системные качества, свойства и закономерности: с одной стороны, законы внешней интеграции частей в целое (системообразования); с другой – законы внутреннего структурирования, функционирования и развития целого; с третьей – законы взаимодействия с условиями существования в окружающей реальной действительности. Согласно теории общих форм интеграции, и наука, и образование, рассматриваемые отдельно друг от друга, могут быть представлены как системы, поскольку имеют системообразующие связи, организованы и образуют целостное единство законов, закономерностей, принципов, требований как в одной, так и в другой сферах. Об интегративном взаимодействии науки и образования также целесообразно говорить в рамках системного подхода, который понимается как особая внутренне единая образовательная позиция, имеющая глубокие корни в системном характере мышления и человеческой практике. Системные представления отвечают уровню современного качественного анализа научно-образовательной сферы. Они раскрывают закономерности их интегративного взаимодействия, выстраивают, систематизируют сложную картину действительности, играют ведущую роль в синтезировании научных знаний. Система образования России представляет собой большую систему и должна исследоваться, в том числе, в терминах больших систем, характеризующих ее функциональность, многоэлементность, подчиненность определенным исторически выверенным стратегиям. В качестве общей методологической установки исследовательской практики выступает идея о том, что социальное назначение образовательной системы – обеспечение подготовки образованных людей, способных к воспроизведению и развитию современного человечества во всем многообразии его жизнедеятельности.
Ключевые слова: системный методологический подход; интеграция научно-образовательной сферы; интегральные системные качества; закономерности системообразования; проблемы функционирования образования; система образования России
Для цитирования: Пушкарева, Е. А. Образовательная и научная системы: теоретические концепты и практическая реализация процесса интеграции / Е. А. Пушкарева // Интеграция образования. − 2015. − Т. 19, № 2. − С. 8−15. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.008
EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC SYSTEMS:
THEORETICAL CONCEPTS
AND PRACTICAL IMPLEMENTATION
OF THE INTEGRATION PROCESS
Pushkareva Elena Aleksandrovna
(professor, Faculty Law and Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical
University (28, Vilyuiskaya Str., Novosibirsk, Russia), Dr.Sci. (Philosophy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
This article explores the idea of education and science as systems, describes the specifics of systematic methodological approach as the basis for the study of integration of scientific and educational spheres. The study of the subject as an integrated system involves the explanation of what constitutes its integral system of quality, properties and laws: on the one hand, the laws of external integration of parts into a whole (system formation); on the other hand, the internal laws of the structure, functioning and development of the whole; third, the laws of interaction with the living conditions in the surrounding reality. According to the theory of general forms of integration of science, education, considered separately from each other can be represented as a system, because they have a backbone connection, arranged to form a complete unity of laws, regularities, principles, requirements, both in one and in other spheres. It is also advisable to speak about integrative interaction of science with education through a systemic approach, which is understood as a specific internally unified educational position, which has deep roots in the systemic nature of human thinking and practice. System views meet contemporary qualitative analysis of the scientific-educational sphere. They reveal the regularities of their integrative interaction, build, systematise a complex picture of reality, play a leading role in the synthesis of scientific knowledge. The Russian education system is a large system and should be explored in terms of large systems, characterising its functionality, multi-elementionality, the subordination of certain historically-proven accurate strategies. As a general methodological approach to research practices is the idea that the social pur- pose of the educational system − the training of educated people, capable of reproduction and development of modern humanity in all its diversity of life
Keywords: methodological approach; integration of scientific-educational sphere; integrated system-related properties; patterns of system formation; problems of education; education system in Russia
For citation: Pushkareva E. A. Obrazovatel’naja i nauchnaja sistemy: teoreticheskie koncepty i prakticheskaja realizacija processa integracii [Educational and scientific systems: theoretical concepts and practical implementation of the integration process]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 8−15. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.008