УДК 378.147:004059 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.059
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Папышев Алпыс Абдешович
(доцент кафедры высшей математики механико-математического факультета Евразийского университета им. Л. Н. Гумилева (Казахстан, г. Астана, ул. К. Мунайтпасова, д. 5),
доктор педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Сафонова Людмила Анатольевна
(доцент кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск,
ул. Студенческая, д. 11а), кандидат педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Сафонов Владимир Иванович
(доцент кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск,
ул. Студенческая, д. 11а), кандидат физико-математических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Молчанова Елена Александровна
(доцент кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск,
ул. Студенческая, д. 11а), кандидат физико-математических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Жамков Александр Анатольевич
(ассистент кафедры информатики и вычислительной техники
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В статье рассмотрены вопросы профессиональной педагогической подготовки. На основе анализа нормативных документов в области педагогического образования представлены такие направления профессиональной подготовки, как формирование ИКТ-компетентности и социальной активности. Они являются важными составляющими компетентности педагога, работающего в современных условиях информатизации образования и развития способов взаимодействия в современном обществе. Показано, что эти направления подготовки имеют точки соприкосновения. Предложено их совместное формирование путем использования интерактивных форм обучения, предполагающих обучение в сотрудничестве и ставших особенно популярными в связи с процессами модернизации общего и профессионального образования. Все участники образовательного процесса взаимодействуют, моделируют различные ситуации и совместно решают поставленные проблемы. В ходе реализации интерактивных форм обучения участники погружаются в атмосферу делового сотрудничества по разрешению некоторой проблемы, актуальной для выработки конкретных навыков и качеств будущего педагога. Интерактивные формы обучения позволяют активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучаемых, вовлечь их в процесс обучения в качестве активных участников, развить у них навыки анализа и ком- муникативные компетенции. В статье описан опыт реализации такой интерактивной формы обучения, как диспут. Представлен сценарий проведения диспута по проблемам, поднятым в фильме об учителе, подробно описаны этапы и содержание деятельности участников диспута. Сценарий подразумевает предварительную подготовку как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов, в ходе которой им необходимо проявить или повысить компетентность в области применения ИКТ, а также свою социальную активность.
Ключевые слова: педагог; стандарт; компетентность; социальная активность; интерактивная форма обучения; диспут; формирование.
Для цитирования: Папышев, А. А. Формирование ИКТ-компетентности и социальной активности студентов педагогического вуза посредством интерактивных форм обучения / А. А. Папышев [и др.] // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. - С. 59-66. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.059
FORMING ICT-COMPETENCE AND SOCIAL ACTIVITY AMONG STUDENTS OF TEACHER
TRAINING INSTITUTE BY MEANS OF INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION
Papyshev Alpys Abdeshovich
(research assistant professor, Chair of Mathematics, Faculty of Mathematics
and Mechanics, L. N. Gumilev Eurasian National University (5, K. Munaytpasov Str., Astana, Kazakhstan), Dr. Sci (Pedagogy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Safonova Lyudmila Anatolyevna
(research assistant professor, Chair of informatics and computer facilities,
Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (11а, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Safonov Vladimir Ivanovich
(research assistant professor, Chair of informatics and computer facilities,
Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (11а, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Phys.-Math.), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Molchanova Elena Aleksandrovna
(research assistant professor, Chair of informatics and computer
facilities, Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (11а, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Phys.-Math.), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Zhamkov Alexander Anatolyevich
(assistant professor, Chair of informatics and computer facilities,
Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (1 1а, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
The paper is concerned with issues of professional pedagogical training. On the basis of the analysis of normative documents in the field of pedagogical education such directions of professional training as furthering of ICT competence and social activity are presented. They are important components of a prospective teacher’s competency working in modern conditions of informatisation of education and development of ways of interaction in modern society. It is shown that these directions of training have a common ground. Considering this they can both be formed by using interactive forms of education which assume training in cooperation and which are getting especially popular in connection with processes of modernisation of the general and professional education. All participants of educational process interact, model various situations and together solve the set problems. During realisation of interactive forms of education participants plunge into the atmosphere of business cooperation while solving a problem essential for development of concrete skills and qualities of a future teacher. Interactive forms of education allow to enhance cognitive and cogitative activity of learners, to involve them in the process of training as active participants, to further their skills of the analysis and communicative competences. The paper explores experience in the realisation of such interactive form of education as debate. The scenario of a debate on the problems raised in the video about a teacher is presented, stages and the content of activity of debate participants are described in detail as well. The scenario implies preliminary preparation of both parties: teachers and students during which they have to demonstrate or further their competence in the application of ICT and the same refers to social activity.
Keywords: teacher; standard; competence; social activity; interactive form of education; debate; formation.
For citation: Papyshev А. А., Safonova L. A., Safonov V. I., Molchanova E. A., Zhamkov A. A. Formirovanie IKT-kompetentnosti i social’noj aktivnosti studentov pedagogicheskogo vuza posredstvom interaktivnyh form obuchenija [Forming ICT-competence and social activity among students of teacher training institute by means of interactive forms of education]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 59-66. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.059