DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.186-199
EDN: https://elibrary.ru/ghmlzk
УДК 7:159.954-053.2
Влияние занятий искусством на креативность младших школьников
Баянова Лариса Фаритовна
доктор психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7410-9127, Scopus ID: 35329260200,, Researcher ID: N-1822-2013, SPIN-код: 5290-5014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Бухаленкова Дарья Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051, SPIN-код: 5050-7236, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Долгих Александра Георгиевна
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8845-1575, SPIN-код: 8047-6508, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Чичинина Елена Алексеевна
научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7220-9781, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ульянова Вера Павловна
кандидат психологических наук, доцент, директор Дворца детского и юношеского творчества (452607, Российская Федерация, г. Октябрьский, ул. Герцена, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0701-7609, SPIN-код: 5780-7667, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Логачева Лейсян Рамилевна
кандидат педагогических наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий (452453, Российская Федерация, г. Бирск, ул. Интернациональная, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6418-509X, SPIN-код: 5582-5809, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Черникова Татьяна Альбертовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий (452453, Российская Федерация, г. Бирск, ул. Интернациональная, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3888-4863, SPIN-код: 1087-5847, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Среди специалистов, обучающих детей искусству, существует консенсус о развитии творческих способностей путем художественного образования. Однако в научной психологии нет единого мнения о пользе занятий детей искусством, оцениваемой по общепринятым критериям измерения творческих способностей. Цель исследования – выявить различия в показателях креативности детей, занимающихся и не занимающихся искусством, а также особенности проявления креативности при занятиях разными видами искусства.
Материалы и методы. Инструментом исследования является тест Э. Торренса для изучения креативности. В выборку вошли 312 детей, средний возраст которых 9,4 года. Участники поделены на три подгруппы: дети, занимающиеся музыкой, рисованием или танцами; отдельно выделена контрольная группа – дети, не вовлеченные в искусство. Исследование проводилось на базе учреждений дополнительного образования и в общеобразовательной школе. Продолжительность вовлеченности детей занятиями музыкой, хореографией и изобразительным искусством определялась периодом более двух лет, что обеспечило сформированность у них специальных музыкальных, художественных и хореографических компетенций.
Результаты исследования. Была выявлена более высокая креативность детей, занимающихся искусством, по уровню разработанности, устойчивости к замкнутости, абстрактности, но у них отмечаются низкие показатели оригинальности и беглости речи. Между разными видами искусства наблюдаются различия в показателях интенсивности креативности. Дети, не вовлеченные в искусство, более креативны в выражении идей – вербальном интеллекте.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи вносят вклад в изучение проблематики творчества детей, занимающихся искусством. Итоги данного исследования носят прикладное значение для педагогов музыкальных и художественных школ, психологов и преподавателей в области педагогической психологии и искусства.
Ключевые слова: творческие способности детей, психическое развитие детей, показатели креативности, художественная деятельность, младший школьник
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Баянова Л.Ф., Бухаленкова Д.А., Долгих А.Г., Чичинина Е.А., Ульянова В.П., Логачева Л.Р. и др. Влияние занятий искусством на креативность младших школьников. Интеграция образования. 2025;29(1):188–199. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.186-199
Заявленный вклад авторов:
Л. Ф. Баянова – формулирование замысла и цели исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; разработка методологии исследования.
Д. А. Бухаленкова – применение статистических методов для анализа данных исследования; проведение исследования; визуализация результатов исследования и полученных данных; написание черновика рукописи.
А. Г. Долгих – осуществление научно-исследовательского процесса; разработка методологии исследования.
Е. А. Чичинина – применение статистических методов для анализа данных исследования; проведение исследования; визуализация результатов исследования и полученных данных; критический анализ черновика рукописи.
В. П. Ульянова – проведение исследования; применение вычислительных методов для анализа данных исследования; визуализация результатов исследования.
Л. Р. Логачева – проведение исследования; применение вычислительных методов для анализа данных исследования; визуализация результатов исследования.
Т. А. Черникова – проведение исследования; применение вычислительных методов для анализа данных исследования; визуализация результатов исследования.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 13.08.2024;
одобрена после рецензирования 26.09.2024;
принята к публикации 03.10.2024.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bayanova L.F., Khamatvaleeva D.G. Review of Foreign Research on Creative Thinking in Develop- mental Psychology. Moscow University Psychology Bulletin. 2022;(2):51–72. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.03
2. Bayanova L., Bukhalenkova D., Dolgikh A., Chichinina E., Formation History of the Subject of the Influence of Art on the Mental Development of Children in Russian Psychology. Каzan Pedagogical Journal. 2022;(3):201–208. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.026
3. Patston T., Cropley D.H., Marrone R.L., Kaufman J.C. Teacher Implicit Beliefs of Creativ- ity: Is There an Arts Bias? Teaching and Teacher Education. 2018;75:366–374. https:// doi.org/10.1016/j.tate.2018.08.001
4. Frith E., Loprinzi P.D., Miller S.E. Role of Embodied Movement in Assessing Creative Behavior in Early Childhood: A Focused Review. Perceptual and Motor Skills. 2019;126(6):1058–1083. https:// doi.org/10.1177/0031512519868622
5. Huovinen E. Theories of Creativity in Music: Students’ Theory Appraisal and Argumentation. Frontiers in Psychology. 2021;12:612739. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.612739
6. Koutsoupidou T., Hargreaves D.J. An Experimental Study of the Effects of Improvisation on the Development of Children’s Creative Thinking in Music. Psychology of Music. 2009;37(3):251–278. https://doi.org/10.1177/0305735608097246
7. Henriksen D., Mishra P., Fisser P. Infusing Creativity and Technology in 21st Century Education: A Systemic View for Change. Educational Technology & Society. 2016;19(3):27–37. Available at: https://www.j-ets.net/collection/published-issues/19_3 (accessed 15.07.2024).
8. Ahmadi N., Besançon, M. Creativity as a Stepping Stone towards Developing Other Competencies in Classrooms. Education Research International. 2017;2017:1357456. https://doi.org/10.1155/2017/1357456
9. Lin Y.-S. Fostering Creativity through Education – A Conceptual Framework of Creative Pedagogy. Creative Education. 2011;2(3):149–155. http://dx.doi.org/10.4236/ce.2011.23021
10. Burnard P. Rethinking Creative Teaching and Teaching as Research: Mapping the Critical Phases That Mark Times of Change and Choosing as Learners and Teachers of Music. Theory into Practice. 2012;51(3):167–178. https://doi.org/10.1080/00405841.2012.690312
11. Randles C. Music Education’s Hero Collective: More Like the Justice League than Superman. Journal of Genius and Eminence. 2017;2(2):88–94. http://dx.doi.org/10.18536/jge.2017.02.2.2.09
12. Kinsella V., Fautley M., Whittaker A. Re-Thinking Music Education Partnerships through Intra-Actions. Music Education Research. 2022;24(3):299–311. https://doi.org/10.1080/14613808.2022.2053510
13. Savage J., Fautley M. The Organisation and Assessment of Composing at Key Stage 4 in English Secondary Schools. British Journal of Music Education. 2011;28(2):135–157. http://doi.org/10.1017/ S0265051711000040
14. Fehr K.K., Russ S.W. Pretend Play and Creativity in Preschool-Age Children: Associations and Brief Intervention. Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts. 2016;10(3):296–308. https:// doi.org/10.1037/aca0000054
15. Nikkola T., Reunamo J., Ruokonen I. Children’s Creative Thinking Abilities and Social Orientations in Finnish Early Childhood Education and Care. Early Child Development and Care. 2020;192(6):872–886. https://doi.org/10.1080/03004430.2020.1813122
16. Benedek M., Fink A. Toward a Neurocognitive Framework of Creative Cognition: The Role of Memory, Attention, and Cognitive Control. Current Opinion in Behavioral Sciences. 2019; 27:116–122. https:// doi.org/10.1016/j.cobeha.2018.11.002
17. Gromko J.E. The Effect of Music Instruction on Phonemic Awareness in Beginning Readers. Journal of Research in Music Education. 2005;53(3):199–209. https://doi.org/10.1177/002242940505300302
18. Holmes S., Hallam S. The Impact of Participation in Music on Learning Mathematics. London Review of Education. 2017;15(3):425–438. https://doi.org/10.18546/LRE.15.3.07
19. Jaschke A.C., Honing H., Scherder E.J.A. Longitudinal Analysis of Music Education on Executive Functions in Primary School Children. Frontiers in Neuroscience. 2018;12:103. https://doi.org/10.3389/ fnins.2018.00103
20. Frischen U., Schwarzer G., Degé F. Music Lessons Enhance Executive Functions in 6- to 7-Year- Old Children. Learning and Instruction. 2021;74:101442. https://doi.org/10.1016/j.learnin- struc.2021.101442
21. Rodriguez-Gomez D.A., Talero-Gutiérrez C. Effects of Music Training in Executive Function Performance in Children: A Systematic Review. Frontiers in Psychology. 2022;13:968144. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2022.968144
22. Wang J., Xu R., Guo X., Guo S., Zhou J., Lu J., et al. Different Music Training Modulates Theta Brain Oscillations Associated with Executive Function. Brain Sciences. 2022;12(10):1304. https:// doi.org/10.3390/brainsci12101304
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.